Поиск по гидам

Аредов

Арсений

Багаутдинов

Айрат

Быков

Евгений

Голицына

Татьяна

Григорьева

Ксения

Денисова

Татьяна

Дербенева

Елена

Дзюба

Елена

Дуднев

Александр

Ермолин

Александр

Задирко

Екатерина

Зарецкая

Маргарита

Клюев

Андрей

Козис

Владимир

Копысов

Дмитрий

Кузнецов

Сергей

Набойченко

Лилия

Никитина

Мария

Паршина

Дарья

Степанова

Мария

Тимофеев

Дмитрий

Тутушкин

Андрей

Москва глазами инженера

Инженерные экскурсии и мастер-классы

Айрат Багаутдинов

2019-01-15

Москворецкий живой мост

Деревянные мосты на Руси строили издревле. Судя по миниатюрам Лицевого летописного свода, они могли иметь разнообразную конструкцию. Два наплавных моста через Волгу были устроены в Твери в 1375 году. В наплавной конструкции моста само пролетное строение, собранное из бревен, держится на плаву за счет того, что древесина легче воды.

Более сложной разновидностью был понтонный мост, где пролетное строение опиралось на ряд поплавков-понтонов. Видимо, первоначально в качестве понтонов служили ладьи. Такой мост был устроен в 1478 году итальянским инженером Аристотелем Фьораванти во время похода Ивана III на Новгород Великий.

Постоянный же мост через Волхов стоял на ряжах - деревянных опорах в виде сруба или системы стоек и подкосов, напоминавших современные фермы. Бурный Волхов регулярно этот мост сносил, так что его приходилось строить заново. На миниатюре — очередное такое строительство в 1532 году.

А как же обстояла ситуация с мостами в Москве? Побывавший в нашем городе еще в 1476 году итальянский дипломат Амброджо Кантарини дал ему краткую, но емкую характеристику: «Город Московия расположен на небольшом холме; он весь деревянный, как замок, так и остальной город. Через него протекает река, называемая Моско. На одной стороне ее находится замок и часть города, на другой — остальная часть города. На реке много мостов, по которым переходят с одного берега на другой».

Удивительно это замечание: «много мостов»! Увы, оно не подтверждается ни летописями, ни старинными картами города. Мы знаем лишь об одном мосте, доподлинно существовавшем в конце 15-го века — Москворецком. Он был наплавной, и бревна, вероятно, ходили ходуном под проезжавшими по мосту повозками. Отсюда его второе название — Живой.

Впервые мост упоминается в летописях при весьма странных обстоятельствах. В 1483 году итальянский врач не сумел вылечить татарского царевича, за что был приговорен к смертной казни: «Они же сведше его на реку на Москву под мост, зимой, да зарезаша его как овцу».

Видим этот мост и на самой первой карте Москвы, составленной Сигизмундом Герберштейном:

А сирийский путешественник Павел Алеппский, приезжавший в Москву в 1655 году, рассказывает нам, как осуществлялась разводка этого моста при проходе судов (цитата длинная, но она стоит того):

«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде; а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей казанской и астраханской, с Волги, из Нижнего, из Коломны и тех областей, чрез который протекает эта река — ибо она течет по направлению к ним — когда подходят на судне к мостам, утвержденным (на сваях), то снимают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оно пройдет к стороне Кремля, снова приводят ту часть (моста) на ее место».

В 1789 году вместо «живого» моста был сооружен мост на сваях. Уже в XIX веке ему на смену пришел трехарочный мост на каменных опорах, но сами арочные пролеты были по-прежнему деревянными. В 1870 году мост сгорел, и через два года арочные пролеты восстановили уже в металле.

Современный Большой Москворецкий мост построен архитектором Щусевым и инженером Кирилловым в 1930-х годах из железобетона. По своей конструкции он совсем далек от своего «живого» предшественника, зато составляет 40 метров в ширину и 554 – в длину.

Узнавайте о новинках, скидках и интересных предложениях первыми