Сударь, вам направо: как были устроены первые российские вокзалы

Первые железные дороги и первые вокзалы в России появились во второй трети XIX века. Поскольку в Европу промышленная революция пришла немного раньше, устройство железнодорожных зданий перенимали из-за рубежа. В зависимости от значения города и объема перевозок вокзалы делились на классы. В больших городах – Москве, Петербурге, Одессе — сооружали вокзалы I и II класса, в маленьких городах – небольшие, II и III класса.

wx1080

Вокзалы I и II класса

В крупных городах сооружались большие станции и вокзалы, как правило «тупикового» типа, поскольку там заканчивались пути. Эти сооружения могли иметь форму буквы «Г» или «П». В правом крыле (со стороны отправления) располагались ворота для въезда экипажей, залы ожидания, буфеты, уборные и выходы на перрон. В левом крыле были аналогичные помещения для прибывающих пассажиров или же просто выходы в город. В средней части вокзала обустраивали вестибюль и служебные помещения – кассы, камеры хранения и так далее.

4

Проект Московского вокзала в Петербурге

Наглядный пример — планировка первоначальных зданий Ярославского и Николаевского (Лениградского) вокзалов в Москве, а также Московского в Санкт-Петербурге. Вообще, большинство первых вокзалов в Европе, например, Юстон, Сант-Панкрасс и Шеринг-Кросс в Лондоне, Западный вокзал в Будапеште были построены по аналогичной схеме.

Пассажирские и служебные помещения находились на первом этаже , а на втором (если он был) строили квартиры для служащих станции, ведь большое количество современной техники требовало почти круглосуточного присмотра. Позже от идеи квартир в здании вокзала отказались, теперь там, как правило, располагается администрация.

attila-n

Западный вокзал в Будапеште, 1877 год

Вокзалы III и IV класса

Николай I  был большим любителем порядка, поэтому на классы при строительстве железных дорог поделили не только вокзалы, но и обслуживание в целом. Самыми дорогими были билеты в I класс, самыми дешевыми — в  IV. Для пассажиров разного уровня достатка были предусмотрены не только разные билеты, но и разные помещения. Особенно явно это отразилось на архитектуре небольших вокзалов.  

Такие вокзалы зачастую находились вдоль путей и строились в виде вытянутого симметричного корпуса. В его середине помещался общий вестибюль, по одну сторону – зал ожидания и помещения для пассажиров I  и  II классов, по другую – то же самое  для всех остальных. Из каждой группы помещений на платформу вели самостоятельные выходы — получалась длинная  анфилада пассажирских залов. Таким образом, ухоженным пассажирам I класса не приходилось проводить время с простым народом.

Планировка вокзалов со временем менялась под новые задачи – обеспечить место для всё большего количества пассажиров, сделать удобные соединения со станциями метро и автомобильными дорогами. Но многие вокзалы еще помнят те времена, когда шляпы возили в круглых коробках, а в роскошных купе I класса висели красные шелковые абажуры.

Автор: Александра Рэдулеску

Хотите узнать еще больше интересных фактов об истории железнодорожного строительства? Приходите на наши экскурсии:
«Киевский вокзал с подъемом на Часовую башню»
«Три вокзала. Все дороги ведут в Москву»

Прокомментируйте первым