Архитектура 1930-50-х не так однозначна, как часто принято считать. Наряду с исторической стилизацией вовсю процветал ар-деко с его осовремениванием классики и инженерными открытиями. Как уживались эти тенденции, расскажем на наших лекциях в рамках Фестиваля большого стиля.
9 февраля, 18.00 «Ребристый стиль Дворца Советов и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х»
В 1934 году Дворец Советов обретает законченный вид. Проектируемый как самое высокое здание мира, он очевидно символизирует собой государственный стиль. Однако как следует именовать этот стиль? Итоги всесоюзного открытого тура конкурса обозначили публичный поворот власти в сторону историзма. Однако Дворец Советов был принят к строительству не в ордерном, а в ребристом стиле (ар-деко), это был ответ и конструктивизму, и неоклассике.
На этой лекции вы узнаете:
- Какие инженерные конструкции лежали в основе Дворца Советов.
- Как в советской архитектуре культивировался историзм.
- Какие исторические проекты повлияли на замысел Иофана.
- Что было на месте Дворца Советов до и после него.
- Как повлиял проект Дворца Советов на дальнейшее развитие советской архитектуры.
Лектор Андрей Бархин – архитектор, историк архитектуры, выпусник МАРХИ.
17 февраля, 18.00 «Архитектура московского метро»
Метро — не просто вид транспорта, которым ежедневно пользуются миллионы москвичей. Это настоящий учебник по градостроительству и архитектуре, монументальной декорации и промышленному дизайну.
На лекции вы узнаете:
- Какими были первые нереализованные проекты метро для Москвы.
- Что позаимствовали архитекторы первых станций из опыта зарубежных коллег.
- Какие конструктивные методы используются при строительстве метро и как инженерия влияет на архитектурное пространство.
- Как связаны схема метро и структура города.
- Как на примере станций метро проследить развитие архитектуры XX века.
- На каких станциях московского метро можно увидеть готические витражи, византийские мозаики, ренессансные майолики, владимиро-суздальскую белокаменную резьбу.
Лектор Мария Никитина – магистр искусствоведения, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера», сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея Москвы, специалист по архитектуре московского метрополитена.
24 февраля, 18.00 «Гонка небоскребов. Сталинские высотки как кульминация историзма»
Московские высотные здания 1940-1950-х стали подлинным шедевром отечественной архитектуры ХХ века. Немногие знают, что стиль сталинских высоток формировался в соперничестве с американскими небоскребами. После войны московские высотные здания начали конкурировать с небоскребами США не только в высоте, но и в оригинальности стиля.
На лекции вы узнаете:
- Чем отличаются и в чем похожи американские и советские высотные здания.
- Какие новые технологии высотного строительства появились в эпоху сталинских высоток.
- В чем заключалось личное участие Иосифа Сталина в строительстве высоток.
- Какой секрет у восьмой высотки в Зарядье.
- Почему московские высотки — еще одна страница в истории мировой архитектуры.
Лектор Андрей Бархин – архитектор, историк архитектуры, выпусник МАРХИ.
2 марта, 18.00 «Искусство несвоевременности. И.В. Жолтовский и его путь»
Является привычным разбивать историю архитектуры на стилевые эпохи, это делает понимание искусства более лёгким занятием. Однако вовсе не весь фактический материал умещается в жёсткие рамки стилей и связанных с ними периодов, существуют явления исключительные. К таким, судя по всему, относился Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959), чей творческий путь связал между собой позднюю Российскую империю и ранний СССР. Признанный патриарх советской архитектурной школы, он начинал самостоятельную практику в годы высшей популярности модерна, а ушёл из жизни одновременно с появлением первых «хрущовок». Вкусы заказчиков и линия партии колебались, но изменялись ли вместе с ними принципы и взгляды Жолтовского?
На лекции вы узнаете:
- Зачем Жолтовский ездил в Италию.
- Что такое «система Жолтовского».
- В чём заключается секрет русского издания трактата А. Палладио.
- Стоит ли считать Жолтовского создателем «сталинского ампира».
- Почему искусствовед А.Г. Габричевский называл Жолтовского «папой».
Лектор Илья Печёнкин – кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой истории русского искусства РГГУ, ст. научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.