Поиск по гидам

Аредов

Арсений

Багаутдинов

Айрат

Быков

Евгений

Голицына

Татьяна

Григорьева

Ксения

Денисова

Татьяна

Дербенева

Елена

Дзюба

Елена

Дуднев

Александр

Ермолин

Александр

Задирко

Екатерина

Зарецкая

Маргарита

Клюев

Андрей

Козис

Владимир

Копысов

Дмитрий

Кузнецов

Сергей

Набойченко

Лилия

Никитина

Мария

Паршина

Дарья

Степанова

Мария

Тимофеев

Дмитрий

Тутушкин

Андрей

Москва глазами инженера

Инженерные экскурсии и мастер-классы.

Айрат Багаутдинов

2018-10-19

Храм Христа Спасителя: Вспомнить всё

ХХС – самый большой храм Русской православной церкви. Он удивляет масштабами, а еще – своей непростой историей. Его задумали как памятник победе в Отечественной войне 1812 года и хотели построить на Воробьевых горах, но возвели на Волхонке. Разрушили ради Дворца Советов, но создали бассейн. Восстановили по архивным материалам, но с нюансами. Рассказываем обо всем по порядку.

Волхонка вместо Воробьевых гор

Самый большой храм РПЦ могли построить на Воробьевых горах. Так было задумано по первоначальному проекту молодого художника Александра Витберга. Он победил в открытом конкурсе и получил личное одобрение императора Александра I.

Идею победы России в Отечественной войне 1812 года Витберг хотел выразить с помощью масштаба (втрое больше современного), пантеона и колоннады из 600 колонн. Культовый комплекс должен был возвышаться над Москвой и состоять из трех ярусов. Это символизировало потусторонний мир, земную жизнь и духовную ипостась. Нижнюю часть предполагалось высечь в скале, а верхнюю в виде ротонды сделать источником света для остальных помещений. Украсить сооружение планировали памятниками монархам и полководцам, а также трофейным оружием.

Храм заложили в октябре 1817 года, но так и не построили. Уже при Николае I было решено перенести строительство на Волхонку, новый проект разработал архитектор Константин Тон. Здание возводили около 45 лет и освятили в 1883-м.

Тон построил Храм Христа Спасителя в русско-византийском стиле. По монументальности он напоминал могучие кремлевские соборы, был рассчитан на 10 тысяч человек, а в высоту достигал 103 метров. Между стенами здания, по примеру древних христианских храмов, располагался широкий коридор.

Внутри храм поражал обилием декора и красочных росписей, над которыми работали живописцы Суриков, Крамской, Верещагин и другие мастера Академии художеств. Мрамор и гранит доставляли из северных губерний – для этого специально прорыли канал, соединивший Москву-реку с Волгой.

Дворец остался под землей

Возведение Дворца Советов наметили еще в 1922 году, а в 1931-м определились с площадкой. Строить решили на месте Храма Христа Спасителя, символично заменив одно культовое сооружение другим. Храм постановили взорвать. Спасенные горельефы попали в Донской монастырь, мраморную облицовку использовали для отделки станций метро.

В конкурсе проектов дворца победил архитектор Борис Иофан. Он предложил высотную композицию из нескольких ярусов, увенчанную статуей «Освобожденный пролетарий». Позже фигуру рабочего заменили на 100-метровый памятник Ленину, трактуя все здание как пьедестал.

Дворец должен был стать самым высоким в мире – 416 метров. Предполагалось создание большого зала на 20 тысяч человек и примыкающего к нему малого на 6 тысяч. Внутри и снаружи здание планировали оформить в стилистике прошлых эпох, тем самым отказываясь от конструктивизма в пользу ампира.

Однако дворцу так и не удалось подняться выше уровня земли. До 1939 года успели построить станцию метро «Кропоткинская», задуманную как подземный вестибюль высотки, вырыли котлован и установили фундамент. С началом войны проект заморозили, стальные конструкции использовали для обороны Москвы, а позже разобрали и фундамент. Сохранился только огромный котлован, в 1950-х ставший чашей для бассейна «Москва».

Брассом по «Москве»

С 1958 по 1994 годы на месте Храма Христа Спасителя находился знаменитый бассейн «Москва». Под его чашу приспособили котлован и остатки фундамента так и не построенного Дворца Советов.

Это был крупнейший открытый плавательный бассейн в СССР диаметром 130 метров, вмещавший 25 тысяч кубометров воды. Сооружение по проекту Дмитрия Чечулина имело круглую форму и делилось на несколько секторов с мужскими и женскими раздевалками. Отдельно размещался спортивный сектор с 10-метровой вышкой для ныряния, сауной и парилкой. Водный резервуар был окружен пляжем с насыпью из морского гравия.

Бассейн работал круглый год. Вода поступала из городского водопровода, нагревалась в бойлерной и проходила через фильтры. Температуру регулировала система искусственного подогрева: зимой вода прогревалась до 32°.

ХХС: Перезагрузка

Воссоздание ХХС началось в 1995 году. Работы вели пять лет, используя исторические фотографии и архивные материалы. Архитектурный проект создал Михаил Посохин-мл., отделочные и художественные работы осуществляли члены Российской Академии художеств под руководством Зураба Церетели. Для подготовки художников специально было открыто отделение церковно-исторической живописи при Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Храм планировали восстановить максимально близко к оригиналу, однако не обошлось без отличий. В здании появился цокольный этаж, где разместились музей, зал совещаний и технические службы. Белокаменную облицовку заменили мраморной, а горельефы из мрамора Церетели воссоздал в своей любимой бронзе.

Между колокольнями храма открыта смотровая площадка. Она круговая, но состоит из четырех частей. С высоты 40 метров хорошо видны почти все достопримечательности Москвы – от Кремля до Парка Горького.

Узнавайте о новинках, скидках и интересных предложениях первыми