Госфильмофонд, кинотеатр «Иллюзион» и образовательная компания «Глазами инженера» представляют цикл лекций и кинопоказов «Города – киногерои».
Наш цикл лекций мы посвятили исследованию отношений между кинематографом и городом. Москва, Ленинград/Петербург, Рим, Берлин, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио и другие. Как менялся образ крупнейших мировых городов в кино от 1900-х годов до наших дней? Как этот образ отражал идеи, господствовавшие в ту или иную эпоху? Запечатлевают ли кинематографисты реальные города или скорее конструируют вымышленный образ города?
На эти и другие вопросы постараются ответить специалисты компании «Глазами инженера». После каждой лекции состоится показ одного из знаковых фильмов о городе, ставшем киногероем. Первая лекция посвящена Москве.
Москва была впервые запечатлена на камеру еще в 1896 году – в фильме компании братьев Люмьер «Коронация государя императора Николая II». В 1920-е она стала одним из ведущих киногородов мира. С тех пор каждая эпоха создавала «свою» Москву: город-машина 1920-х («Человек с киноаппаратом»), город-утопия 1930-х («Подкидыш»), лирический город оттепели («Я шагаю по Москве»), мрачный город перестройки («Кикс»), гламурный город нулевых («Духless»).
На лекции мы не только разберем эти и другие эпохи, но и ответим на вопросы:
-
В каких художественных и документальных фильмах можно увидеть Москву дореволюционную?
-
Как Москва и ее архитектура помогали передавать на экране важнейшие идеи советской эпохи – от авангарда до оттепели?
-
Может ли город и его архитектура быть метафорой и как эти метафоры понимать?
-
Как советское и российское кино конструировало образ альтернативной, фантастической Москвы – от «Космического рейса» до «Мастера и Маргариты».
После лекции состоится показ фильма Александра Медведкина «Новая Москва» с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.
В этой молодежной комедии 1938 года главные герои строят диораму утопической Москвы будущего: с монументальными проспектами, площадями и набережными, над которыми доминирует монструозный Дворец Советов. Любовные переживания молодых советских людей сопровождаются документальными кадрами взрывов исторической застройки Охотного ряда и комической сценой передвижки дома на Тверской. Однако панорама новой Москвы оказалась настолько гротескной, что фильм сразу же положили на полку, и он обрел зрителя только после перестройки.