Наземные вестибюли обычно находятся на периферии восприятия. Мы быстро проходим сквозь них, чтобы спуститься под землю и отправиться по своим делам, а зря! С одной стороны, наземные вестибюли - важная часть организма станции, с другой - часть города: их архитектура создавалась с учетом сложившейся городской среды и новых градостроительных проектов, многие из которых остались утопиями. Проектируя наземные вестибюли, архитекторы решают сложную и интересную задачу: соединяют монументальность городской среды и соразмерный человеку масштаб.
Мы посвятим эту лекцию наземным постройкам метро советского модернизма и современности. Архитектура наземных вестибюлей проживает стадии раннего, зрелого и позднего модернизма и балансирует между типовыми решениями и уникальными проектами, а в планировке проявляется забота не только о пассажирах, но и о работниках станций.
Что вы узнаете:
-
Почему в поисках нового стиля архитекторы начала 1960-х вспоминали по 1930-е?
-
Как повлияло на архитектуру вестибюлей постановление о борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве?
-
Как выглядели вестибюли закрытых станций «Первомайская» и «Калужская» и где на них можно посмотреть?
-
Где впервые применили конструкуции из сборного железобетона?
-
Как повлиял на архитектуру метро визит Никиты Хрущева в Америку?
-
Что в вестибюле Шаболовской указывает на близость Шуховской башни?
Лектор: Мария Никитина - искусствовед, экскурсовод и лектор проекта «Москва глазами инженера», старший научный сотрудник Музея Москвы, автор магистерской диссертации о наземных вестибюлях первой очереди московского метро.
Организационные моменты: