Поиск по гидам

Аредов

Арсений

Багаутдинов

Айрат

Быков

Евгений

Голицына

Татьяна

Григорьева

Ксения

Денисова

Татьяна

Дербенева

Елена

Дзюба

Елена

Дуднев

Александр

Ермолин

Александр

Задирко

Екатерина

Зарецкая

Маргарита

Клюев

Андрей

Козис

Владимир

Копысов

Дмитрий

Кузнецов

Сергей

Набойченко

Лилия

Никитина

Мария

Паршина

Дарья

Степанова

Мария

Тимофеев

Дмитрий

Тутушкин

Андрей

Москва глазами инженера

Инженерные экскурсии и мастер-классы.

Айрат Багаутдинов

2018-10-30

Архитектурная графика. Фантазийные миры авангарда

В этом году мы запустили цикл экскурсий по авангарду с мастер-классами по скетчингу. Среди объектов внимания — ДК имени Русакова, Лабораторный корпус Московского энергетического института и Шуховская башня. Цель таких совместных проектов  лучше понять принципы архитектуры, правила композиции, работу с пространством. Для более глубокого погружения в тему рассказываем о мастерах архитектурной графики авангардной эпохи, которые тоже постигали  или создавали  архитектуру через рисунок.

Антонио Сант-Элиа

Одним из провозвестников авангарда в архитектуре стал итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа. Накануне первой мировой войны он вошел в кружок художников и поэтов-футуристов и написал вместе с ними «Манифест футуристической архитектуры». В 1912–1914 годах он создал серию рисунков Citta Nuova («Новый город»).

Город будущего в представлении Сант-Элиа состоит из огромных уступчатых зданий, соединенных воздушными переходами, движущимися тротуарами, пронизанный путями сообщений. Его представление в значительной степени оправдалось. Сегодня так выглядят многие мегаполисы мира – Гонконг, Токио, Шанхай. А еще его работы стали источником вдохновения для множества художников-постановщиков кино – от «Метрополиса» до «Пятого элемента».

Эль Лисицкий

Художник Эль Лисицкий был одним из сподвижников Малевича, и еще в 1919 году попытался применить идеи супрематизма к архитектуре. Он создал ПРОУНы – «Проекты утверждения нового» – нечто среднее между супрематической композицией и чертежом авангардного здания. Они еще очень абстрактны, но сами их названия – «Мост», «Город» – говорят о попытке архитектурного переложения супрематизма.

В 1923 году Лисицкий создаст свой самый знаменитый проект – горизонтальные небоскребы. Эти здания на высоких ногах с длинными выносными-консолями больше похожи на супрематическую скульптуру, населенную людьми. Это как бы ПРОУНы, приложенные к реальной Москве. Реализовать такую архитектуру удалось уже в конце 20-го века: Министерство автомобильных дорог Грузии, Штаб-квартира Китайского телевидения и многие другие здания по всему миру.

Яков Чернихов

Ленинградский архитектор Яков Чернихов прославился на весь мир не реальными постройками, а своими архитектурными фантазиями. Для него это был способ поиска новых форм в архитектуре и эффективный преподавательский прием. Ему даже удалось организовать в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», которая фактически стала мастерской архитектора и его учеников. В начале 1930-х годов он издает книги «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм» и «Архитектурные фантазии. 101 композиция».

Фантазии Чернихова – это ода конструкциям и геометрическим формам. Их много, они сложно сочленяются друг с другом. Это такой конструктивизм, превращающийся в эстетство. В те годы такая экспрессия не была понята, и работы Чернихова оказали влияние на архитектуру уже второй половины 20-го и начала 21-го века.

Константин Мельников

Ключевой архитектор советского авангарда Константин Мельников о графике отзывался весьма неодобрительно: «Архитектурная графика возвеличивает только себя и намертво сжимает нам веки, не позволяя видеть архитектуру».

Тем не менее, проекты Мельникова тщательно проработаны графически и, взятые вместе, создают мир фантазии архитектора. В этом мире здания вращаются, нависают консолями, уходят в небо многоэтажными парадными лестницами.

Узнавайте о новинках, скидках и интересных предложениях первыми