ХХС – самый большой храм Русской православной церкви. Он удивляет масштабами, а еще – своей непростой историей. Его задумали как памятник победе в Отечественной войне 1812 года и хотели построить на Воробьевых горах, но возвели на Волхонке. Разрушили ради Дворца Советов, но создали бассейн. Восстановили по архивным материалам, но с нюансами. Рассказываем обо всем по порядку.
Волхонка вместо Воробьевых гор
Самый большой храм РПЦ могли построить на Воробьевых горах. Так было задумано по первоначальному проекту молодого художника Александра Витберга. Он победил в открытом конкурсе и получил личное одобрение императора Александра I.
Идею победы России в Отечественной войне 1812 года Витберг хотел выразить с помощью масштаба (втрое больше современного), пантеона и колоннады из 600 колонн. Культовый комплекс должен был возвышаться над Москвой и состоять из трех ярусов. Это символизировало потусторонний мир, земную жизнь и духовную ипостась. Нижнюю часть предполагалось высечь в скале, а верхнюю в виде ротонды сделать источником света для остальных помещений. Украсить сооружение планировали памятниками монархам и полководцам, а также трофейным оружием.
Храм заложили в октябре 1817 года, но так и не построили. Уже при Николае I было решено перенести строительство на Волхонку, новый проект разработал архитектор Константин Тон. Здание возводили около 45 лет и освятили в 1883-м.
Тон построил Храм Христа Спасителя в русско-византийском стиле. По монументальности он напоминал могучие кремлевские соборы, был рассчитан на 10 тысяч человек, а в высоту достигал 103 метров. Между стенами здания, по примеру древних христианских храмов, располагался широкий коридор.
Внутри храм поражал обилием декора и красочных росписей, над которыми работали живописцы Суриков, Крамской, Верещагин и другие мастера Академии художеств. Мрамор и гранит доставляли из северных губерний – для этого специально прорыли канал, соединивший Москву-реку с Волгой.
Дворец остался под землей
Возведение Дворца Советов наметили еще в 1922 году, а в 1931-м определились с площадкой. Строить решили на месте Храма Христа Спасителя, символично заменив одно культовое сооружение другим. Храм постановили взорвать. Спасенные горельефы попали в Донской монастырь, мраморную облицовку использовали для отделки станций метро.
В конкурсе проектов дворца победил архитектор Борис Иофан. Он предложил высотную композицию из нескольких ярусов, увенчанную статуей «Освобожденный пролетарий». Позже фигуру рабочего заменили на 100-метровый памятник Ленину, трактуя все здание как пьедестал.
Дворец должен был стать самым высоким в мире – 416 метров. Предполагалось создание большого зала на 20 тысяч человек и примыкающего к нему малого на 6 тысяч. Внутри и снаружи здание планировали оформить в стилистике прошлых эпох, тем самым отказываясь от конструктивизма в пользу ампира.
Однако дворцу так и не удалось подняться выше уровня земли. До 1939 года успели построить станцию метро «Кропоткинская», задуманную как подземный вестибюль высотки, вырыли котлован и установили фундамент. С началом войны проект заморозили, стальные конструкции использовали для обороны Москвы, а позже разобрали и фундамент. Сохранился только огромный котлован, в 1950-х ставший чашей для бассейна «Москва».
Брассом по «Москве»
С 1958 по 1994 годы на месте Храма Христа Спасителя находился знаменитый бассейн «Москва». Под его чашу приспособили котлован и остатки фундамента так и не построенного Дворца Советов.
Это был крупнейший открытый плавательный бассейн в СССР диаметром 130 метров, вмещавший 25 тысяч кубометров воды. Сооружение по проекту Дмитрия Чечулина имело круглую форму и делилось на несколько секторов с мужскими и женскими раздевалками. Отдельно размещался спортивный сектор с 10-метровой вышкой для ныряния, сауной и парилкой. Водный резервуар был окружен пляжем с насыпью из морского гравия.
Бассейн работал круглый год. Вода поступала из городского водопровода, нагревалась в бойлерной и проходила через фильтры. Температуру регулировала система искусственного подогрева: зимой вода прогревалась до 32°.
ХХС: Перезагрузка
Воссоздание ХХС началось в 1995 году. Работы вели пять лет, используя исторические фотографии и архивные материалы. Архитектурный проект создал Михаил Посохин-мл., отделочные и художественные работы осуществляли члены Российской Академии художеств под руководством Зураба Церетели. Для подготовки художников специально было открыто отделение церковно-исторической живописи при Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Храм планировали восстановить максимально близко к оригиналу, однако не обошлось без отличий. В здании появился цокольный этаж, где разместились музей, зал совещаний и технические службы. Белокаменную облицовку заменили мраморной, а горельефы из мрамора Церетели воссоздал в своей любимой бронзе.
Между колокольнями храма открыта смотровая площадка. Она круговая, но состоит из четырех частей. С высоты 40 метров хорошо видны почти все достопримечательности Москвы – от Кремля до Парка Горького.