Владимир Щуко (1878-1939) — архитектор классической петербургской закалки. Еще во время учебы на архитектурном отделении Академии художеств его не раз поощряли поездками за границу — в том числе в Италию. Изучение античного наследия сформировало у Щуко пристрастие к строгим классическим принципам. Позднее эти художественные взгляды несколько трансформировались, приблизив стиль архитектора к эстетике ар-деко. Как творчество Щуко развивалось от неоклассики к постконструктивизму, рассказываем в этой статье. А еще приглашаем на экскурсию по главному шедевру архитектора — библиотеке имени Ленина, построенной вместе с учеником и коллегой Владимиром Гельфрейхом.
Петербургский след
До революции Владимир Щуко работал в Петербурге в неоклассическом стиле. Одним из его первых проектов стали два доходных дома на Каменноостровском проспекте: пятиэтажный № 63 и шестиэтажный № 65.
Для оформления их фасадов Щуко применил колоссальный ордер, колонны которого охватывают практически все этажи. Также он применил систему эркеров, разместив их между колоннами большого ордера. Кстати, Владимир Алексеевич сам жил в мансарде дома № 63. Там же располагалась мастерская, где он проводил занятия для молодых архитекторов.
После революции Владимир Щуко не остался без работы. В 1923 году вместе с учеником и коллегой Владимиром Гельфрейхом он стал автором комплекса павильонов Иностранного отдела для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Для комплекса, расположенного по другую сторону Крымского Вала, они спроектировали входную триумфальную арку, административно-выставочный павильон, кафе и мост через улицу. Сквозным мотивом стали сооружения, напоминающие мачты или маяки.
Также заметной работой этого периода стал въезд в Смольный, выполненный в неоклассическом стиле. Пропилеи представляют собой композицию из двух пятиколонных портиков у аллеи, ведущей к фасаду.
Рекомендуем: ✔Дегустация вина в Москве. Экскурсии и лекции
Постамент памятника Ленину
После революции постаменты памятников становятся все более архитектурными. Самым радикальным примером можно считать Башню Татлина — монумент III Интернационалу, спроектированный как здание с вращающимися частями. Но не отставали и другие, дополняя пластику скульптуры четкими архитектурными формами.
В 1924 году, сразу после смерти Ленина, Владимир Щуко берется за проектирование памятника Ильичу в Ленинграде, планируя установить его на Троицкой площади у самой Невы. Он представлял монумент как башню-пьедестал, опоясанную спиралью и металлическими фермами, увенчанную большой статуей. В постаменте архитектор хотел спрятать трансформаторную станцию, а наверху — метеорологическую.
Проект был слишком масштабным и дорогостоящим, поэтому было решено объявить конкурс на создание более реалистичного монумента. Постепенно сформировалась творческая группа: архитекторы — Щуко и Гельфрейх, скульптор — Евсеев.
Местом установки выбрали площадь у Финляндского вокзала, сформировался и образ — Ильич запечатлен в момент пламенной речи на броневике. Но если сначала боевая машина выглядела вполне реалистично, в итоге она приобрела более абстрактные черты. Рубленые формы постамента и его четкая геометричность отсылают к эстетике авангарда.
«Ленинка» (РГБ)
Библиотека имени Ленина — самый известный и масштабный из реализованных проектов Владимира Щуко и его соавтора Владимира Гельфрейха. К тому же это довольно показательный пример советского ар-деко, которое уже совсем не авангард, но все еще не буквальное обращение к классике.
Большой библиотечный комплекс строили с 1928 по 1941 годы. По итогам двух этапов конкурса был выбран проект Щуко и Гельфрейха, хотя тот же Щусев предлагал очень авангардную альтернативу.
Что получилось? Сочетание функциональности (отделы разнесены по разным корпусам), символизма (высокий постамент выполнен в духе афинского Акрополя) и декоративности (в интерьере парадной лестницы использованы полированный лабрадорит и мрамор).
При этом библиотека не выглядит стилизованной под классику, потому что ар-деко стремился к современности, даже обращаясь к Древнему Риму или Египту. Например, здесь есть колонны, но они квадратного сечения, а фасад со стороны Моховой украшен пилястрами, сведенными к простым прямоугольным лопаткам. Внутренний дворик оформлен довольно строго, но в нем есть фонтан с дельфином, а одну из стен украшают круглые фальш-окна в римском стиле.
Некоторые исследователи усматривают связь этих окон с одним из античных сооружений — гробницей пекаря Еврисака с Аппиевой дороги I в. до н.э. Такой же прием использовал архитектор Николай Колли при проектировании наземного вестибюля станции метро «Чистые пруды» (1935).
Дворец Советов
Если самым масштабным из воплощенных проектов Щуко стала библиотека имени Ленина, то среди нереализованного особенно выделяется Дворец Советов.
Архитектор посвятил семь лет жизни грандиозному сооружению, которое планировали возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Один из проектов Щуко представлял комплекс из двух сооружений: основного здания, напоминающего палаццо Дожей в Венеции, и колонны в классическом итальянском стиле, увенчанной памятником.
После того, как был утвержден проект Бориса Иофана (высотка более 400 метров, увенчанная фигурой Ленина), Щуко продолжил работу на правах соавтора. В частности, он добавил пилоны к основанию каждого яруса колоссального сооружения.
* * *
Хотите рассмотреть в деталях главную работу Владимир Щуко — библиотеку имени Ленина, а также побывать в ее самых потайных уголках? Приглашаем на нашу экскурсию.