https://engineer-history.ru/blog/view/33
«Атомная Москва глазами инженера». Новая программа совместно с Сетью информационных центров по атомной энергии и креативным кластером «Флакон» Подробнее...

Шедевры Душкина: 5 станций метро, придуманные одним человеком

Московское метро часто называют самым красивым в мире. А среди самых красивых станций обязательно упоминают «Маяковскую», «Площадь Революции», «Новослободскую». Все эти станции создал один архитектор — Алексей Душкин. Рассказываем о пяти подземных шедеврах мастера и приглашаем на экскурсию по московскому метро 1930-50-х.

«Кропоткинская» (1935)

Эта станция должна была стать главной в московском метро. Если бы грандиозный Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя все-таки построили, все линии подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам. Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота).

15-метровая платформа «Кропоткинской» — самая широкая в метро первой очереди. Колонны с лотосообразными капителями — стопроцентный ар-деко, столь милый сердцу Душкина. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники. Похожий прием архитектор использовал через восемь лет на «Автозаводской».

Западный павильон с полуциркульной аркой спроектировал Самуил Кравец. Он задуман в первую очередь как обрамление Дворца Советов, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.

«Площадь Революции» (1938)

Станцию метро «Площадь Революции» очень любят иностранцы. В основном, конечно, из-за скульптур. А ведь их на станции могло и не быть.

Первоначальный проект Алексея Душкина не предполагал никаких статуй. По углам арок он собирался разместить бронзовые барельефы на тему революции в разных странах. Но проект не одобрили и пригласили скульптора Матвея Манизера, который создал 20 объемных образов советских людей — от революционного матроса до школьниц с глобусом.

Какие еще детали «Площади Революции» так и остались на бумаге? Павильон станции планировалось встроить в здание эпичного кинотеатра на 3000 мест. У основания каждого пилона Душкин хотел установить прожекторы. Их лучи должны были рисовать на плафонах ромбы — архитектор придавал большое значение игре света.

«Маяковская» (1938)

Одну из самых впечатляющих станций московского метро открыли, как и «Площадь Революции», в рамках второй очереди подземной стройки. Она соединила в себе изящество и технологичность стиля ар-деко.

Именно «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения (33 метра), где бетон внутренних опор заменили металлом. В результате тяжелые пилоны превратились в изящные и функциональные колонны, отделанные рифленой нержавеющей сталью. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки.

Еще одна изюминка станции — знаменитые мозаики в потолочных нишах, сделанные по эскизам Александра Дейнеки. Их сюжеты связаны с модной в ту эпоху темой воздухоплавания. Кроме того, у «Маяковской» есть свои секретики. Если стоять лицом к колонне и говорить совсем тихо, другой человек у колонны напротив услышит сказанное. Все благодаря единой металлической арке, по которой также можно пускать монетку — описав дугу, она приземлится с другой стороны.

«Автозаводская» (1943)

«Автозаводскую» открыли в январе 1943 года в составе третьей очереди строительства московского метро. До 1956-го она называлась «Завод имени Сталина» — по расположенному неподалеку обширному производству, впоследствии переименованному в ЗИЛ (завод им. Лихачева). Конкурс на проект станции был объявлен еще до войны, и в нем победил проект с колоннами-«корзинами» Валерия Таушканова. Однако в процессе строительства возникли проблемы, и к работе над станцией привлекли Алексея Душкина.

Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет вариацию на тему первой станции Душкина – «Кропоткинской». Два ряда тонких, слегка расширяющихся кверху железобетонных колонн квадратного сечения поддерживают уплощенные безбалочные своды. Высота станционного зала — семь метров, а ширина — всего десять, что создает особый эффект вертикальной вытянутости, легкости. Изначально по центральной оси располагались конические светильники, которые хорошо подсвечивали капители колонн, выявляя пластику станции.

Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно. Над ними работал выдающийся мозаичист Владимир Фролов, во время войны оставшийся в родном Ленинграде. Собранные при свете керосиновой лампы, мозаики чудом были вывезены по Ладоге и доставлены в Москву. Фролов умер от истощения 3 февраля 1942 года.

«Новослободская» (1952)

«Новослободская» — пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплотил свою давнюю мечту, включив в список отделочных материалов цветное стекло. Применить стекло в дизайне метрополитена архитектор хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол.

Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создавал художник Павел Корин — уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Витражи изготавливали латвийские художники.

В верхней части витражей находятся медальоны. Шесть из них изображают представителей разных профессий — архитектора, географа, музыканта, художника, энергетика и агронома. На остальных — узоры с пятиконечными звездами.

* * *

Хотите узнать еще больше интересного о московском метрополитене 1930-50-х годов? Приглашаем на нашу экскурсию «Как читать архитектуру метро».

Мероприятия по теме

Ближайшая через 2 дня
2,5 часа12+
Экскурсия в Библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Внутри зданий
#Авангард #Сталинская архитектура
1990
за человека
Ближайшая через 3 дня
1,5 часа7+
Нетиповые жилые дома. Экскурсия в Ажурный дом и Дом на ножках
Внутри зданий
#Сталинская архитектура #Модернизм
700
за человека
Билетов нет
2,5 часа7+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / автобусная
Автобусные
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 3 дня
3 часа7+
Сталинские высотки. Автобусная экскурсия с посещением смотровой гостиницы «Украина»
Автобусные
#Сталинская архитектура
3000
за человека
Билетов нет
2 часа9+
Парк Горького. Архитектурный квест
Квесты
#Авангард #Сталинская архитектура #Современная архитектура
1300
за человека
Ближайшая через 24 дня
2,5 часа12+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / автобусная
Экскурсии с VR
#Авангард #Сталинская архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2 час.14+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Современная архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2 часа14+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Зарядье, которого вы не видели» / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Ближайшая через 2 дня
3 часа21+
Вино глазами инженера. Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Вино глазами инженера
#Инфраструктура города
4500
за человека
Билетов нет
1,5 часа14+
Архитектура власти. Что строили для себя КГБ и Совет труда и обороны. Экскурсия на электросамокатах
Электросамокатные
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 24 дня
13 часов
Зарайск и Коломна: два Кремля
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3500
за человека
Ближайшая через 7 дней
1,5 часа
Шедевры старого Лиссабона. Онлайн-экскурсия Катерины Кантовской
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Ближайшая через 17 часов 26 минут
1,5 часа
Секреты бульвара Ла Рамбла. Онлайн-экскурсия по Барселоне с Милой Строкань
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Ближайшая через 10 дней
4 часа14+
Экскурсия «По следам Болшевской коммуны. Архитектура «перековки». С посещением музея
Загородные поездки
#Инфраструктура города
1100
за человека
Для максимально комфортного использования сервиса переверните телефон в портретный режим.