Архитектурный облик Москвы XIX века во многом формировали купцы: ими построены самые необычные и богатые особняки Москвы, а также многие «богоугодные» заведения – дома призрения и церкви. Купечество вкладывало деньги в благотворительность, образование и культуру. Его представители коллекционировали предметы искусства и оставили след в истории и культуре Москвы не менее заметный, чем дворяне в Петербурге.
Мы сделали подборку из 5 купеческих особняков Москвы, которые обязательно нужно посмотреть вживую.
Эклектичный особняк золотопромышленника и владельца доходных домов Николая Стахеева расположен в уютном Басманном районе и знаком любителям прогуляться по саду имени Баумана. Это большое здание, украшенное рустом, имитацией колонн и портиком, выглядит снаружи довольно строго, но поражает богатством и роскошью внутри.
Особняк Стахеева построен в 1898 году архитектором М. Бугровским, и обычно его относят к неогреческому стилю, однако внутри мы увидим готическую столовую, полностью отделанную драгоценными породами дерева, мавританский стиль и барочные элементы. Внутренняя роскошь и сумма, потраченная на возведение дома, полностью отражают статус и влиятельность заказчика – Николай Дмитриевич привозил в страну такие дорогие товары, как чай и сахар, а позже и драгоценные металлы.
Внутри – роскошная мраморная лестница, которую вы могли видеть в шоу «Битва экстрасенсов», и интерьеры, послужившие «имением» Г. Геринга в фильме «Семнадцать мгновений весны». Особенностью верхней площадки лестницы является подсвечивающийся витражный потолок, что создает ощущение внутреннего дворика – атриума древнегреческого дома. Внимания также заслуживает наборный паркет, сохранившийся в очень хорошем состоянии, и зимний сад – роскошь, которую могли позволить себе только очень богатые купцы.
Перед зданием находится фонтан «Богиня ночи», который действует до сих пор. В центре него расположилась чугунная женская фигура, которая держит в руках электрический фонарь, сохранившийся с конца XIX века.
Особняк признан объектом культурного наследия федерального значения.
Расположившийся в самом центре Москвы, на Тверском бульваре, особняк Смирнова был построен Ф.О. Шехтелем в самом начале XX века. Вернее, он был перестроен из здания XVIII века в стиле ампир и стал одной из самых ярких и изящных построек московского модерна.
Особняк Смирнова – четырехэтажное здание (сейчас мы видим только три этажа над поверхностью земли) с небольшими эркерами и белоснежной «растительной» лепниной. Заказчик – виноторговец Петр Арсеньевич Смирнов, который не только продавал, но и производил водку. В Замоскворечье он построил один из первых в Москве вино-водочных заводов, где сразу сделал ставку на высокое качество продукта.
Внутри особняка снова роскошь и богатство, хоть и не настолько «громкое», как в особняке Стахеева. Поднявшись на современный второй этаж, мы видим готический кабинет с темно-зелеными стенами и балками из мореного дуба на потолке – очень сдержанное по отделке помещение, которое прекрасно передает статус хозяина, который был человеком деловым, хватким и серьезным. Далее открывается анфилада залов, каждый из которых выполнен в своем стиле: греческий, египетский и другие.
Главный зал, на который стоит посмотреть в особняке Смирнова, – Романская (готическая) гостиная, стены которой обшиты мореным дубом с резными орнаментами. Этот зал высотой в два этажа богато украшен и освещается через огромные витражные окна с изображениями виноградных лоз.
Особняк Смирнова также знаменит своим техническим оснащением. Ф.О. Шехтель использовал английские батареи, устроил котельную и установил систему водяного отопления, а также провел приточную вентиляцию.
Рекомендуем: ✔Экскурсия в особняк Смирнова
Пожалуй, главное здание, которое приходит в голову при упоминании московского модерна! В нем прослеживаются все главные признаки этого архитектурного стиля: ассиметричная композиция здания, плоский фасад, без колонн и скульптур, растительные мотивы (ирисы на фризе, изогнутые, в виде ветвей рамы на окнах), а внутри – знаменитая парадная лестница, сделанная будто из «текучего» мрамора.
Степан Павлович Рябушинский был предпринимателем и банкиром, но, помимо этого, интересовался иконописью и даже открыл в своем доме реставрационную мастерскую. Здание на Никитской улице построено в то же время, что и перестроен особняк Смирнова, – самое начало XX века. Семья заселилась в него в 1903-м году.
Уникальным при строительстве в эпоху модерна стал подход «здание для человека», то есть внешний облик здания формировался, исходя из внутренней планировки: сначала продумывались помещения для жизни, центральный зал, входная группа, лестница, а уже потом появлялась форма здания. Отсюда – ассиметричные, неповторяющиеся фасады, разные по размеру и форме окна, неожиданно расположенные комнаты.
Интерьеры особняка Рябушинского наполнены природными мотивами: светильник-медуза, венчающий лестницу, ручки в виде морских коньков, наборный паркет, выложенный в форме морской волны. К сожалению, после революции были утрачены многие предметы мебели, выполненные в том числе по эскизам самого Ф.О. Шехтеля.
Самым неожиданным открытием при посещении особняка может стать наличие третьего этажа, не видного снаружи. Там располагалась тайная молельня.
Сейчас в здании находится музей М. Горького.
Рекомендуем: ✔Экскурсия в особняк Рябушинского
Дом купца Г.А. Тарасова на Спиридоновке построен в 1909-1912 годах в стиле итальянского палаццо. Он даже имеет реальный итальянский прототип – палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века. Заказчики и хозяева особняка – выходцы из Армении, продававшие ватную продукцию, пшеницу, а позже нефтепродукты.
Это массивное, строгое здание, не имеющее ничего общего с модерном: мы видим строгий оконный ритм, прямоугольные формы, имитацию колонн. Постройка выглядит монументально и богато. Внутри – пышные, парадные залы, которые, как и в особняке Стахеева, расположены анфиладой. Здесь – настенные и потолочные панно, много золота, роскошные люстры.
Техническое оснащение особняка было для своего времени передовым: паровое отопление с трубами, проложенными в толще стен, электропроводка, санитарные комнаты, даже личная прачечная.
К сожалению, обжить особняк хозяева так и не смогли: Гавриил Асланович умер еще до окончания строительства, а его сыновья эмигрировали в 1917 году.
Рекомендуем: ✔Экскурсия в особняк Тарасова
«Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва» – такую нелестную оценку своего особняка получил Арсений Морозов от матери.
Эклектичный, необычный, не похожий ни на какое другое московское здание особняк был возведен в 1897-1899 годах архитектором В.А. Мазыриным. Изначально он предложил Морозову проект в русском стиле, но заказчик отверг его и отправился искать вдохновения за границей. После этого путешествия появилось в центре Москвы казавшееся тогда нелепым здание с ракушками на фасадах и башнями в неомавританском стиле.
Главный вход, который можно рассмотреть со стороны Воздвиженки, сделан в виде подковы, декорированной корабельными канатами, а над ним - прикованный цепью дракон.
Сегодня в доме Арсения Морозова проходят приемы Правительства РФ и попасть внутрь крайне сложно, но полюбоваться внешним убранством может любой желающий.
Зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
***
Купеческая Москва была многолика и интересна! До нас дошли только самые богатые каменные особняки, которые по-прежнему восхищают интерьерами и удивляют историями своих владельцев. Московские купцы давали возможность проявить себя как лучшим архитекторам своего времени, так и начинающим мастерам, вкладывали в искусство и поддерживали «модный» тогда модерн. Это огромная и насыщенная история, возможность узнать которую есть у каждого из нас.