https://engineer-history.ru/blog/view/42
Хотите водить экскурсии? Научим в нашей Школе гида! Офлайн и онлайн с 1 февраля. Подробнее...

По кругу: Как устроена кольцевая ветка метро

Кольцевая линия московского метро, спроектированная на закате сталинской эпохи, получилась самой репрезентативной и торжественной. Здесь в полной мере проявилась эстетика, которую часто называют «сталинским ампиром». При этом некоторые станции украшены настолько богато, что заставляют вспомнить даже не об ампире, а о барокко с его пышностью и помпезностью.

Кольцевая линия — это 12 станций. Проехать ее полностью можно за полчаса, но это довольно странная затея, ведь она создана именно для быстрых пересадок. Кстати, построить кольцевую линию планировали еще до войны, рассчитывая проложить ее полностью под Садовым кольцом. В итоге строить линию начали лишь в 1950 году, четвертой очередью. В 1954-м кольцо замкнулось. 

Расскажем о семи станциях коричневой линии в этой статье. А узнать еще больше подробностей об архитектуре московского метро вы сможете на нашей экскурсии.

«Таганская» (1950)

Эту станцию открыли 1 января 1950 года, посвятив разным родам войск Советской армии. На момент открытия станция была самой глубокой в московском метро — 53 метра.

Центральный зал напоминает древнерусские палаты с крестовыми сводами и арками. Стрельчатые распалубки украшены бело-голубыми майоликовыми панно с представителями разных родов войск и героями отечественной истории России. Между уровнями эскалаторов находится круглый промежуточный зал. В плафоне его купола — панно «Салют Победы» с красным знаменем на фоне синего неба.

В южном торце станции находился барельеф, изображавший Сталина в окружении советских граждан. Композиция очень напоминала сцену встречи Иисуса при въезде в Иерусалим, только без ослика. После развенчания культа личности барельеф заменили на панно с портретом Ленина. Сейчас на этом месте переход на Таганско-Краснопресненскую ветку.

А еще «Таганская» стала первой станцией московской подземки, где установили световые указатели и разменные автоматы. 

«Добрынинская» (1950)

Метро «Добрынинская» при открытии называлось иначе — «Серпуховская». В 1961-м станцию переименовали в честь токаря Петра Добрынина, погибшего во время революции 1917-го. Так же называлась и близлежащая улица (сейчас снова Коровий Вал), а два переулка по-прежнему зовутся Добрынинскими.

Эта станция — одна из первых работ будущего модерниста Леонида Павлова, выпускника ВХУТЕМАСа. Позже он построит Главный вычислительный центр Госплана на проспекте Сахарова, знаменитый «дом с ухом» (Центральный экономико-математический институт), Мемориальный музей Ленина в Горках.

При проектировании «Добрынинской» архитектор вдохновлялся храмом Покрова на Нерли — в оформлении станции легко считываются его перспективные порталы и белокаменная облицовка. В то же время здесь чувствуется влияние рационалиста Николая Ладовского, использовавшего дугообразные формы на «Красных воротах» и «Лубянке».

В глухих нишах между арками помещены 12 мраморных барельефов Елены Янсон-Манизер. Они изображают мирный труд виноградаря, пастуха, крестьянки, рыбака, птичницы. Техника напоминает ажурную резьбу по кости, популярную у народов Севера. 

«Парк культуры» (1950)

Станция получила название по расположенному неподалеку парку имени Горького. Главная тема ее оформления — досуг советской молодежи.

Облик станции спроектировал архитектор Игорь Рожин. Он переехал в Москву из Ленинграда в числе проектировщиков Дворца Советов, возглавляемых Щуко и Гельфрейхом. В соавторстве с последним Рожин создал наземные вестибюли станций «Новокузнецкая» и «Электрозаводская». При работе над «Парком культуры» архитектору удалось визуально облегчить конструкцию станции. Для этого внутри каждого пилона он прорезал профилированную арку. Справиться с монотонностью также помогли плетеные жгуты и гипсовые розетки на сводах.

Эскалаторный зал украшают круглые барельефы-медальоны в парусах купола работы Георгия Мотовилова. Изображения отдыхающих мужчин и женщин сразу вводят пассажиров в тему досуга.

Ее продолжают 26 беломраморных медальонов в перонном зале, воспроизводящие классический активный отдых советской молодежи: фигурное катание, теннис, футбол, авиамоделирование, танцы и т.д. Эти барельефы создал художник Исаак Рабинович. Важный штрих в его биографии — работа на съемках кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924). 

«Белорусская» (1952)

«Белорусская» — трехсводчатая станция с опорой на пилоны. Ко времени ее открытия это был уже привычный тип для московского метро, поэтому станции требовалось дополнительное украшение. Тем более что эпоха архитектурных излишеств была в самом разгаре.

Облик подземного дворца «Белорусской» придает множество деталей: гранитная чаша фонтана под золочеными решетками парадного входа, венецианские окна-серлианы в арках эскалаторного зала, кесонированный свод с пщеничными и цветочными орнаментами, бра, увитые мраморными листьями аканта, флорентийские мозаики в плафонах центрального зала по рисункам Георгия Опрышко.

«Новослободская» (1952)

«Новослободская» — пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплощает свою давнюю мечту — включает в список отделочных материалов цветное стекло.

Применить стекло в дизайне метрополитена Душкин хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол. Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создавал художник Павел Корин — уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

Витражи изготавливали латвийские художники. В верхней части четырех из них находятся медальоны, изображающие представителей разных профессий — архитектора, географа, музыканта, художника. Другой вариант дизайна — звезда, вписанная в цветок.

«Проспект Мира» (1952)

С 1952 по 1966 годы эта станция называлась «Ботанический сад». И это вполне логично, ведь рядом расположен Ботсад МГУ, он же Аптекарский огород, заложенный еще Петром I. 

Декор станции проникнут флоральными мотивами. Капители пилонов украшены фарфоровыми листьями и снопами, на каждом пилоне имеется медальон с позолоченным барельефом на тему советской селекции. Со стороны платформы вместо медальона помещена эмблема из металла — серп и молот в обрамлении колосьев и плодов. 

Потолок в эскалаторном зале поддерживают четыре узорчатые «пальмы» — одновременно колонны и торшеры со скрытым источником света. А в нише наземного павильона установлена гипсовая скульптура женщины с корзиной фруктов на плече. 

«Комсомольская» (1952)

«Комсомольская» — пожалуй, одна из самых помпезных станций московского метро. Ее спроектировал «зодчий всея Руси» Алексей Щусев, в чьем портфолио и дореволюционные соборы, и Казанский вокзал, и мавзолей Ленина, и амбициозный проект «Новая Москва». «Комсомольская» стала последней работой архитектора, окончания которой он уже не увидел.

Длина зала «Комсомольской» кольцевой — 190 метров, высота — 9 метров (вместо обычных 5,5). А еще именно на этой станции впервые появились четырехленточные эскалаторные панели.

В стилистике станции хорошо заметен не только хрестоматийный «сталинский ампир», но и московское барокко. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Эти плафоны с мозаиками созданы по эскизам Павла Корина — автора витражей на «Новослободской». До революции Щусев работал вместе с ним над храмом Марфо-Мариинской обители. Каждая мозаика из смальты — визуализация речи Сталина 7 ноября 1941 года, в которой он назвал имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова.

Кроме мозаик, потолок насыщенного желтого цвета украшен лепниной.

* * *

Хотите узнать больше об архитектуре московского метро, лучше разобраться в его стилевом разнообразии и научиться считывать основную символику? На нашей экскурсии «Подземный памятник архитектуры» мы поговорим не только о кольцевой линии, но и о станциях-предшественниках первой и второй очереди.

 

Мероприятия по теме

Ближайшая через 6 дней
2,5 часа12+
Экскурсия в Библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Внутри зданий
#Авангард #Сталинская архитектура
1990
за человека
Ближайшая через 7 дней
3 часа7+
Сталинские высотки. Автобусная экскурсия с посещением смотровой гостиницы «Украина»
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
3300
за человека
Ближайшая через 28 дней
2 час.14+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Современная архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа12+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / пешеходная
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура #Инфраструктура города
700
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа часа7+
Как жили в Стране Советов. От гостиницы «Советская» до Дома на ножках
Внутри зданий
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Билетов нет
2,5 часа12+
Все выше! История московских небоскребов. Автобусная экскурсия
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #Современная архитектура #Небоскребы
1500
за человека
Ближайшая через 20 дней
2,5 часа12+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / автобусная
Экскурсии с VR
#Авангард #Сталинская архитектура
2900
за человека
Ближайшая через 23 часа 7 минут
2,5 часа7+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / автобусная
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2 часа9+
Парк Горького. Архитектурный квест
Квесты
#Авангард #Сталинская архитектура #Современная архитектура
1300
за человека
Билетов нет
1,5 часа14+
Архитектура власти. Что строили для себя КГБ и Совет труда и обороны. Экскурсия на электросамокатах
Электросамокатные
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 29 дней
12 часов14+
Тверь — в Москву дверь. Неизвестные архитектурные сокровища Твери
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3500
за человека
Ближайшая через 19 часов 7 минут
2 часа14+
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Билетов нет
13 часов
Зарайск и Коломна: два Кремля
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3900
за человека
Билетов нет
3 часа21+
Вино глазами инженера. Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Вино глазами инженера
#Инфраструктура города
4500
за человека
Билетов нет
1,5 часа
Секреты бульвара Ла Рамбла. Онлайн-экскурсия по Барселоне с Милой Строкань
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
1,5 часа
Шедевры старого Лиссабона. Онлайн-экскурсия Катерины Кантовской
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
4 часа14+
Экскурсия «По следам Болшевской коммуны. Архитектура «перековки». С посещением музея
Загородные поездки
#Инфраструктура города
1400
за человека
Билетов нет
1,5 часа
Вечерний Рим. Онлайн-экскурсия Ольги Маровой
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Ближайшая через 14 дней
3 часа 12+
Экспериментальное жилье XX века. Экскурсия совместно с Яндекс.Недвижимостью
Автобусные экскурсии
#Модернизм #Современная архитектура #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 7 дней
2 часа 6+
Мосты Москвы. Семейная экскурсия
Экскурсии для детей
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #ЖД #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 21 час 37 минут
2 часа 12+
Новые Черемушки: 9-й квартал экспериментов
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
600
за человека
Билетов нет
2 дня 14+
Тула без самоваров. Промышленная архитектура, история и современное благоустройство
Загородные поездки
#Инфраструктура города
8000
за человека
Ближайшая через 23 часа 7 минут
1,5 часа 14+
Экскурсия на стадион «Лужники»
Внутри зданий
#Инфраструктура города
1990
за человека
Для максимально комфортного использования сервиса переверните телефон в портретный режим.