15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.
Первые достижения в Сибири
Николай Никитин (1907-1973) окончил Томский технологический институт, а после учебы работал архитектором в Новосибирске.
Именно там в 1930-м он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом, который он поставил на монолитный фундамент. Для подготовки материала Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе. В результате четырехэтажное общежитие на Красном проспекте в Новосибирске предвосхитило технологии массового строительства конца 1950-х.
Коробчатый фундамент МГУ
В 1937 году Никитин переехал в Москву. Во время войны он разрабатывал строительные конструкции, а также создавал сборные железобетонные каркасы для промышленных зданий.
В 1949-1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ. Он предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент и стальные колонны крестового сечения со свободным подвесом перекрытий. Это позволило построить высотку в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.
Воробьевы горы считались неподходящим местом для высотного строительства из-за почвы, пропитанной водой. Никитин придумал выход: вместо традиционных свай он решил использовать новый тип фундамента – герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с плотными стенами.
Фундамент сделали такого объема, чтобы масса вынутого грунта была равна массе будущего здания. Для этого пришлось вырыть 18-метровый котлован, зато сооружение как бы «всплыло» на глинистой почве, как на бетонном понтоне. Осадка составила всего 5 сантиметров.
Рекомендуем: ✔Экскурсии по сталинским высоткам.
Конструкции Дворца Советов
Создание конструкций для главного здания МГУ стало первой крупной работой Николая Никитина в Москве. До этого инженеру довелось работать над так и незавершенным проектом Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
В проектную мастерскую, в которую входила целая когорта архитекторов и инженеров, 30-летнего Никитина пригласили в 1937 году. Он осуществлял надзор за ходом строительных работ еще на стадии вскрытия грунта под фундамент, поскольку было важно рассчитать устойчивость грандиозного сооружения. При оценке заявленных работ Никитин предложил усовершенствовать конструкции фундамента и каркаса Дворца Советов. Он исходил из сущности проекта: бетонная архитектура на стальном каркасе.
Согласно расчетам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 тысяч тонн. Выверяя протяженность фундамента, Никитин нашел узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания.
В результате он сумел доказать, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма. А еще конструктор выполнил расчеты ветровой нагрузки и придумал, как укрепить небоскреб с учетом его естественных колебаний.
Останкинская башня
Высота Останкинской башни – 540 метров. На момент постройки это была самая высокая башня в мире, но и сегодня никто не рискнул возвести такое грандиозное сооружение севернее Москвы.
Идея построить новую телебашню появилась в 1950-х, когда стало ясно, что сигнала с Шаболовки не хватает. Вначале строить хотели в Черемушках, но затем нашли подходящее место в Останкинском питомнике.
Первые проекты напоминали созданные прежде башни Эйфеля и Шухова из металла. Однако инженер Николай Никитин выступил с радикальным предложением: выстроить новую башню из бетона. За создание особо прочного материала отвечал инженер-технолог Борис Тринкер, а сам Никитин придумал, как сделать башню устойчивой при ее беспрецедентной высоте.
Конструктор предложил следующее: полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров стянуть 149-ю вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. При этом фундамент заложили на глубину всего 4,65 метра, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.
По замыслу Никитина, сооружение должно было опираться на саму землю, обретая устойчивость за счет превышения массы основания над массой конструкции. Расчеты инженера оказались верны: в 2000 году Останкинская башня пережила большой пожар, но вопреки прогнозам не рухнула.
Родина-мать
В конце 1950-х на Мамаевом кургане в Сталинграде (нынешнем Волгограде) началось строительство 85-метрового монумента «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. Железобетонная скульптура такого масштаба не имела аналогов в мире, поэтому требовался особый расчет ее устойчивости и прочности.
Николай Никитин вписал в торс статуи специальную конструкцию из вертикальных стенок, пересекающихся под прямым углом. Каркас помог разместить центр тяжести в нужном месте. Для прочности железобетон стянули по всей высоте стальными канатами. Всего их 99. Внутри сооружение полое, со множеством ячеек типа этажей.
Чтобы статуя не кренилась, Никитин предложил поставить ее на перекрытие фундамента свободно, без крепления с помощью анкеров. Если скульптура отклонится, ее можно вернуть в нужное положение посредством гидравлических домкратов.