https://engineer-history.ru/blog/view/21
Хотите водить экскурсии? Научим в нашей Школе гида! Офлайн и онлайн с 1 февраля. Подробнее...

Николай Никитин. Отец Останкинской башни

15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.

Первые достижения в Сибири

Николай Никитин (1907-1973) окончил Томский технологический институт, а после учебы работал архитектором в Новосибирске.

Именно там в 1930-м он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом, который он поставил на монолитный фундамент. Для подготовки материала Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе. В результате четырехэтажное общежитие на Красном проспекте в Новосибирске предвосхитило технологии массового строительства конца 1950-х.

Коробчатый фундамент МГУ

В 1937 году Никитин переехал в Москву. Во время войны он разрабатывал строительные конструкции, а также создавал сборные железобетонные каркасы для промышленных зданий.

В 1949-1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ. Он предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент и стальные колонны крестового сечения со свободным подвесом перекрытий. Это позволило построить высотку в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.

Воробьевы горы считались неподходящим местом для высотного строительства из-за почвы, пропитанной водой. Никитин придумал выход: вместо традиционных свай он решил использовать новый тип фундамента – герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с плотными стенами.

Фундамент сделали такого объема, чтобы масса вынутого грунта была равна массе будущего здания. Для этого пришлось вырыть 18-метровый котлован, зато сооружение как бы «всплыло» на глинистой почве, как на бетонном понтоне. Осадка составила всего 5 сантиметров.

Конструкции Дворца Советов

Создание конструкций для главного здания МГУ стало первой крупной работой Николая Никитина в Москве. До этого инженеру довелось работать над так и незавершенным проектом Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя.

В проектную мастерскую, в которую входила целая когорта архитекторов и инженеров, 30-летнего Никитина пригласили в 1937 году. Он осуществлял надзор за ходом строительных работ еще на стадии вскрытия грунта под фундамент, поскольку было важно рассчитать устойчивость грандиозного сооружения. При оценке заявленных работ Никитин предложил усовершенствовать конструкции фундамента и каркаса Дворца Советов. Он исходил из сущности проекта: бетонная архитектура на стальном каркасе.

Согласно расчетам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 тысяч тонн. Выверяя протяженность фундамента, Никитин нашел узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания.

В результате он сумел доказать, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма. А еще конструктор выполнил расчеты ветровой нагрузки и придумал, как укрепить небоскреб с учетом его естественных колебаний.

Останкинская башня

Высота Останкинской башни – 540 метров. На момент постройки это была самая высокая башня в мире, но и сегодня никто не рискнул возвести такое грандиозное сооружение севернее Москвы.

Идея построить новую телебашню появилась в 1950-х, когда стало ясно, что сигнала с Шаболовки не хватает. Вначале строить хотели в Черемушках, но затем нашли подходящее место в Останкинском питомнике.

Первые проекты напоминали созданные прежде башни Эйфеля и Шухова из металла. Однако инженер Николай Никитин выступил с радикальным предложением: выстроить новую башню из бетона. За создание особо прочного материала отвечал инженер-технолог Борис Тринкер, а сам Никитин придумал, как сделать башню устойчивой при ее беспрецедентной высоте.

Конструктор предложил следующее: полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров стянуть 149-ю вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. При этом фундамент заложили на глубину всего 4,65 метра, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

По замыслу Никитина, сооружение должно было опираться на саму землю, обретая устойчивость за счет превышения массы основания над массой конструкции. Расчеты инженера оказались верны: в 2000 году Останкинская башня пережила большой пожар, но вопреки прогнозам не рухнула.

Родина-мать

В конце 1950-х на Мамаевом кургане в Сталинграде (нынешнем Волгограде) началось строительство 85-метрового монумента «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. Железобетонная скульптура такого масштаба не имела аналогов в мире, поэтому требовался особый расчет ее устойчивости и прочности.

Николай Никитин вписал в торс статуи специальную конструкцию из вертикальных стенок, пересекающихся под прямым углом. Каркас помог разместить центр тяжести в нужном месте. Для прочности железобетон стянули по всей высоте стальными канатами. Всего их 99. Внутри сооружение полое, со множеством ячеек типа этажей.

Чтобы статуя не кренилась, Никитин предложил поставить ее на перекрытие фундамента свободно, без крепления с помощью анкеров. Если скульптура отклонится, ее можно вернуть в нужное положение посредством гидравлических домкратов.

Мероприятия по теме

Билетов нет
2 часа9+
Парк Горького. Архитектурный квест
Квесты
#Авангард #Сталинская архитектура #Современная архитектура
1300
за человека
Ближайшая через 29 дней
12 часов14+
Тверь — в Москву дверь. Неизвестные архитектурные сокровища Твери
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3500
за человека
Билетов нет
1,5 часа14+
Архитектура власти. Что строили для себя КГБ и Совет труда и обороны. Экскурсия на электросамокатах
Электросамокатные
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2,5 часа12+
Все выше! История московских небоскребов. Автобусная экскурсия
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #Современная архитектура #Небоскребы
1500
за человека
Билетов нет
1,5 часа
Вечерний Рим. Онлайн-экскурсия Ольги Маровой
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
1,5 часа
Шедевры старого Лиссабона. Онлайн-экскурсия Катерины Кантовской
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
1,5 часа
Секреты бульвара Ла Рамбла. Онлайн-экскурсия по Барселоне с Милой Строкань
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Ближайшая через 18 часов 56 минут
2 часа14+
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Ближайшая через 28 дней
2 час.14+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Современная архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 7 дней
2 часа 6+
Мосты Москвы. Семейная экскурсия
Экскурсии для детей
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #ЖД #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 14 дней
3 часа 12+
Экспериментальное жилье XX века. Экскурсия совместно с Яндекс.Недвижимостью
Автобусные экскурсии
#Модернизм #Современная архитектура #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 6 дней
2,5 часа12+
Экскурсия в Библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Внутри зданий
#Авангард #Сталинская архитектура
1990
за человека
Ближайшая через 22 часа 56 минут
2,5 часа7+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / автобусная
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2 дня 14+
Тула без самоваров. Промышленная архитектура, история и современное благоустройство
Загородные поездки
#Инфраструктура города
8000
за человека
Билетов нет
4 часа14+
Экскурсия «По следам Болшевской коммуны. Архитектура «перековки». С посещением музея
Загородные поездки
#Инфраструктура города
1400
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа12+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / пешеходная
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура #Инфраструктура города
700
за человека
Ближайшая через 7 дней
3 часа7+
Сталинские высотки. Автобусная экскурсия с посещением смотровой гостиницы «Украина»
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
3300
за человека
Ближайшая через 20 дней
2,5 часа12+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / автобусная
Экскурсии с VR
#Авангард #Сталинская архитектура
2900
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа часа7+
Как жили в Стране Советов. От гостиницы «Советская» до Дома на ножках
Внутри зданий
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Билетов нет
3 часа21+
Вино глазами инженера. Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Вино глазами инженера
#Инфраструктура города
4500
за человека
Билетов нет
13 часов
Зарайск и Коломна: два Кремля
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3900
за человека
Ближайшая через 22 часа 56 минут
1,5 часа 14+
Экскурсия на стадион «Лужники»
Внутри зданий
#Инфраструктура города
1990
за человека
Ближайшая через 21 час 26 минут
2 часа 12+
Новые Черемушки: 9-й квартал экспериментов
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
600
за человека
Для максимально комфортного использования сервиса переверните телефон в портретный режим.