В отличие от многих архитекторов модерна и авангарда, творцы ар-деко не писали манифестов и не давали себе названий. Это были очень разные художники с собственным почерком. Поэтому и стиль ар-деко получился сложным и зачастую трудно распознаваемым. Один из его главных принципов — это сочетание строгости авангарда и величественности классики. А остальные детали попробуем разобрать на примере пяти стилевых шедевров в Москве.
Библиотека имени Ленина
Яркий и очень показательный пример ар-деко — библиотека имени Ленина. Функциональность и символика здесь находятся в диалоге: разные функции разнесены по разным корпусам, расположенным на высоком постаменте с широкой лестницей. И что это, как не отсылка к афинскому Акрополю?
При этом библиотека не выглядит стилизованной под классику, потому что ар-деко стремился к современности. Здесь есть колонны, но они квадратного сечения. Фасад со стороны Моховой украшен пилястрами, но они сведены к простым прямоугольным лопаткам. Здание смотрится одновременно монументальным и не лишенным декоративности. Например, в интерьере парадной лестницы полированный лабрадорит и мрамор соседствуют с латунными украшениями. Внутренний дворик оформлен довольно строго, но в нем есть фонтан, а одну из стен украшают круглые фальш-окна в римском стиле.
Военная академия имени Фрунзе
Зданию военной академии у Девичьего поля стиль ар-деко более чем впору. Строгость и монументальность здесь легко считываются как метафора брутальности, мощи и несокрушимости. Собственно, такая задача и стояла перед архитекторами Львом Рудневым и Владимиром Мунцем.
Здание построено в 1937 году. Одни только его объемы впечатляют: академия вытянулась на целый квартал. С правого края обширного стилобата выступает массивный параллелепипед. Сегодня он выглядит просто как крупный объем, но изначально это был постамент, на котором стоял макет танка.
Восьмиэтажное здание прорезают квадратные окна-ячейки. Стилобат выложен плитами из песчаника и опирается на невысокие колонны из черного лабрадорита. За декоративность отвечают неглубокие ниши в стилобате, в которые вписаны эмблемы — серп и молот на фоне пятиконечной звезды.
Мавзолей Ленина
Мавзолей на Красной площади — невысокий ступенчатый объем. Алексей Щусев спроектировал его в стилистике ар-деко: строго, но в то же время не без изящества. Например, наружная отделка выполнена из красного полированного гранита с добавлением черного лабрадорита, а внутри сделан орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне.
Мавзолей построен на железобетонном каркасе с кирпичным заполнением стен. При этом здание не совсем симметрично и при всей строгости пропорций имеет динамику. Ну и конечно, важная черта ар-деко здесь — это обращение к ассиро-вавилонским архитектурным формам.
Станция метро «Маяковская»
Главная достопримечательность станции «Маяковская» — знаменитые мозаики Александра Дейнеки в потолочных нишах. Но она хороша не только этим, но и своими довольно сдержанными формами и передовыми технологиями. Кстати, их оценили на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года, присудив проекту Алексея Душкина Гран-при.
Станцию «Маяковская» открыли в 1938 году. И вот вам сразу новшество: впервые на такой глубине (33 метра) вместо бетонных опор использовали металлические. Получились одновременно изящные и функциональные колонны, отделанные рифленой нержавеющей сталью. Каждый свод эллипсовидный в сечении, как и арки.
А еще у станции есть свои секретики. Если стоять лицом к колонне и говорить совсем тихо, другой человек у колонны напротив услышит сказанное. Все благодаря единой металлической арке, по которой также можно пускать монетку — описав дугу, она приземлится с другой стороны.
Наркомат обороны в Колымажном переулке
Здание военного ведомства, построенное в 1930-х, прячется в переулках за Гоголевским бульваром. Его присутствие выдает разве что высокая четырехугольная башня с крупными звездами, которую видно издалека. Но если бы масштабный проект реконструкции Москвы 1935 года был воплощен, наркомат бросался бы в глаза любому. Во-первых, потому что стоял бы на углу площади, обращенной к Дворцу Советов, а во-вторых, потому что был бы примерно в семь раз больше.
Здание спроектировал архитектор Лев Руднев. Двумя годами ранее он уже строил для военного ведомства — Военную академию на Девичьем поле, и тоже в стиле ар-деко. Здесь архитектор снова использовал крупные формы, отказавшись от мелких деталей или прямых цитат из классики.
Композиционно здание состоит из нескольких объемов. Главный вход вынесен вперед портиком, колонны которого несут тяжелый куб с рельефным изображением танков. Ордерная структура предельно упрощена, колонны не имеют капителей, карнизы простые и минималистичные. Декор геометризован, крыша украшена зубцами-обелисками.
Константин Мельников сегодня признан одним из крупнейших архитекторов XX века. Его работы вошли во все учебники, а столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова.
Когда в России начали строить высотки? Вы сейчас вспомнили Сталинские высотки? Мы подготовили для вас топ-5 высотных зданий в Москве, которые были построены гораздо раньше амбициозного творения сталинской эпохи.
Башня Татлина в Бразилии, Горизонтальные небоскребы против китайского телевидения и многое другое в архитектурном батле.
Одной из главных социальных утопий ранней советской республики стали коммуны. Комсомольцы, студенты, коммунисты, а вслед за ними и архитекторы мечтали о временах, когда исчезнет понятие частной собственности
Архитектура — это всегда отражение эпохи и идеологии. В античности и средневековье главным выражением уклада общества стали церкви. Именно они предстают перед глазами, когда мы вспоминаем античность, готику, ренессанс, барокко.
ВДНХ — музей архитектуры под открытым небом. Архитектурные памятники представляют собой образцы советской эпохи, господствующих в разное время и в разных архитектурных направлениях. Подборка книг поможет разобраться в каждом из них и понять архитектуру советского периода.
Архитекторы и архитектура редко становятся героями советской популярной культуры. Поэтому каждый фильм уникален, отражает целую эпоху в архитектуре. Заглянем в кухню архитектурного процесса советской России?
30 июля 1919 года, на следующий день после провозглашения лозунга «Отечество в опасности!», Владимиром Лениным было подписано постановление Совета рабоче-крестьянской обороны:
Леонид Павлов учился во ВХУТЕМАСе у Александра Веснина, но поработать как конструктивист так и не успел. Осваивал классическую архитектуру, но и в этой стилистике построил немного.
В этом году мы запустили цикл экскурсий по авангарду с мастер-классами по скетчингу. Среди объектов внимания — ДК имени Русакова, Лабораторный корпус Московского энергетического института и Шуховская башня.
В декабре мы планируем запустить новую экскурсию по особняку Тарасова на Спиридоновке. Дом построен в 1908-1912 годах по образцу палаццо Тьене в Виченце и палаццо Дожей в Венеции. Так что самое время поговорить о неоклассике.
Архитекторы — это люди, которые проектируют нашу жизнь на несколько десятилетий, а то и столетий вперед. По большому счету любой зодчий — немного футуролог, ведь он заглядывает в будущее, даже если делает это неосознанно. Но есть архитекторы, для которых размышления над устройством городов будущего стало настоящей программой и профессиональной миссией. Давайте посмотрим, о чем мечтали эти визионеры.
15 декабря исполось 111 лет со дня рождения архитектора и инженера Николая Никитина. Он известен как создатель особо прочных фундаментов для высотных конструкций. Самая знаменитая работа Никитина – Останкинская башня в Москве. А еще он создал особый фундамент МГУ, конструкции стадиона «Динамо», каркас Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Рассказываем о главных достижениях советского инженера.
Ивану Фомину принадлежит концепция «пролетарской классики». Под ней он понимал стиль, основанный на традиционной манере, но с использованием более упрощенных форм – лаконичных и лишенных декора. В этом посте рассказываем о том, как манера архитектора развивалась от дореволюционной неоклассики до пролетарской классики.
В 1920-е годы в СССР клуб стал одним из самых востребованных типов построек. Новые здания создавались для комфортного и разнообразного отдыха рабочих, а их архитектура часто была авангардной. В строительстве ДК участвовали Константин Мельников, Леонид Веснин, Илья Голосов и другие. Рассказываем о шести самых интересных и знаковых рабочих клубах Москвы.
Не так давно мы запустили новую экскурсию по дому-коммуне на улице Орджоникидзе. Это аванградное здание построил архитектор Иван Николаев, вся карьера которого оказалась связана с текстильной промышленностью. Вот и дом-коммуна проектировался как общежитие нового типа для студентов текстильного института. С 1958 года там располагается общежитие МИСиС. В этом посте рассказываем подробнее о творчестве архитектора-конструктивиста.
Эпоха авангарда создала новый тип архитектуры – функциональной и лаконичной. Как рассчитывали архитекторы, здания, избавленные от всего лишнего и рационально организующие пространство, помогут сформировать нового человека, который будет жить при коммунизме. Рассказываем об авангардных жилых домах, построенных в Москве в конце 1920-х – начале 1930-х годов.
Бани – не просто место водных и парных процедур. Кроме утилитарных функций, эти сооружения призваны создать особую атмосферу, и даже в советское время архитекторы не всегда пренебрегали эстетикой банных помещений. До революции в московских банях нередко обсуждались важные вопросы и налаживались деловые связи. Самыми известными были, конечно, Сандуны, а также Хлудовские бани, которые еще называли Китайскими или Центральными.
Сталинские высотки — самые известные постройки XX века в Москве. Они стали настоящей выставкой достижений СССР в области архитектуры и инженерной мысли. Вокруг них сложено рекордное количество легенд, но куда более невероятна сама история их строительства.
Архитектор Иван Жолтовский прожил долгую жизнь и успел поработать в разных исторических реалиях, но всегда оставался верен неоклассике. Еще в молодости на него оказала влияние архитектура итальянского Ренессанса (в частности — Андреа Палладио), поэтому мотивы Возрождения видны во многих работах Жолтовского. А еще он перевел на русский язык «Четыре книги об архитектуре» Палладио.
Московское метро часто называют самым красивым в мире. А среди самых красивых станций обязательно упоминают «Маяковскую», «Площадь Революции», «Новослободскую». Все эти станции создал один архитектор — Алексей Душкин. Рассказываем о пяти подземных шедеврах мастера и приглашаем на экскурсию по московскому метро 1930-50-х.
Борьба с излишествами в архитектуре после 1955 года привела к тому, что типовым стало не только жилье, но и метрополитен. Станции-«сороконожки» выглядят очень похоже, особенно из вагона поезда, поскольку главная их задача — функциональность. В 1970-х ситуация постепенно меняется: архитекторы, оставаясь лаконичными, начинают «придавать индивидуальный облик отсутствию излишеств».
Аркадий Мордвинов (1896-1964) — автор одной из семи сталинских высоток. Начинавший как конструктивист, он создал свои основные работы в эпоху советского «большого стиля», а в конце жизни успел поработать в эстетике модернизма. О творчестве архитектора и его главных зданиях рассказываем в этой статье.
Владимир Щуко (1878-1939) — архитектор классической петербургской закалки. Еще во время учебы на архитектурном отделении Академии художеств его не раз поощряли поездками за границу — в том числе в Италию. Изучение античного наследия сформировало у Щуко пристрастие к строгим классическим принципам. Позднее эти художественные взгляды несколько трансформировались, приблизив стиль архитектора к эстетике ар-деко.
Строительство московского метро началось в 1931 году. Первые поезда отправились в путь в 7 утра 15 мая 1935-го. В этот день открыли 13 станций первой очереди. Тогда это была одна линия с двумя ответвлениями: от станции «Охотный ряд» часть поездов следовали до «Парка культуры», а часть — до «Смоленской». В этой статье рассказываем о станциях первой очереди, а еще подробнее — на нашей экскурсии «Великая подземная стройка».
Вторая очередь московского метро — это девять станций, построенных в 1935-1938 годах. Для многих из них характерна эстетика ар-деко: они торжественны, но все еще лаконичны и скупы на классический декор. А еще в их оформлении нередко появляется тема воздухоплавания, например, на «Маяковской» это потолочные мозаики с самолетами и другими воздушными сценами, а на «Аэропорте» — рельеф свода, напоминающий парашютные стропы.
Кольцевая линия московского метро, спроектированная на закате сталинской эпохи, получилась самой репрезентативной и торжественной. Здесь в полной мере проявилась эстетика, которую часто называют «сталинским ампиром». При этом некоторые станции украшены настолько богато, что заставляют вспомнить даже не об ампире, а о барокко с его пышностью и помпезностью.
Каждый россиянин мечтает побывать в столице своей родины — в Москве. И именно обзорная экскурсия по городу как нельзя лучше подходит, чтобы познакомиться с историей столицы и составить о ней общее представление. Профессиональные гиды бюро "Москва глазами инженера" проведут обзорные экскурсии для всех желающих и покажут наиболее интересные места в столице.
Историческое прошлое Москвы богато разными событиями — радостными и трагичными, а также повлиявшими коренным образом на ход истории нашей страны. Именно поэтому многие гости столицы стремятся посетить главные достопримечательности, а также послушать рассказы профессиональных экскурсоводов.
Провести время интересно и с пользой жители и гости столицы смогут, если выберут семейные экскурсии по Москве. Во время небольшого путешествия будет интересно и детям, и взрослым, независимо от темы экскурсии, маршрута и формата. Такое мероприятие станет настоящим приключением, позволит раскрыть новые грани Москвы и внести разнообразие в повседневную жизнь.
Приезжая в Москву впервые, нужно непременно отправиться на Красную площадь и побывать в других знакомых местах столицы. Но что делать тем, кто уже всё это видел и желает взглянуть на то, что обычно спрятано от глаз окружающих и побывать в самых потаенных уголках Москвы?!
Сегодня любители путешествий и экскурсий стремятся выбирать что-то нестандартное и креативное, чтобы получить от тура яркие эмоции. Именно к таким видам времяпрепровождения можно отнести экстремальные экскурсии.
Образовательный проект «Москва глазами инженера» предлагает экскурсии для школьников в необычном увлекательном формате. Главной целью каждой программы является пробуждение у детей интереса к архитектуре и развитию инженерии. Экскурсии для школьников в Москве – это безопасный и полезный досуг, возможность с пользой провести время в кругу друзей.
«Москва глазами инженера» – это большой выбор экскурсий для взрослых и детей, которые проводят опытные профессиональные гиды. В рамках проекта организуются групповые автобусные и пешие туры по улицам и зданиям столицы. На сайте можно купить билеты на экскурсии, выбрав удобную дату.