Поиск по гидам

Аредов

Арсений

Багаутдинов

Айрат

Быков

Евгений

Голицына

Татьяна

Григорьева

Ксения

Денисова

Татьяна

Дербенева

Елена

Дзюба

Елена

Дуднев

Александр

Ермолин

Александр

Задирко

Екатерина

Зарецкая

Маргарита

Иванов

Никита

Клюев

Андрей

Козис

Владимир

Копысов

Дмитрий

Кузнецов

Сергей

Набойченко

Лилия

Никитина

Мария

Паршина

Дарья

Ромодин

Денис

Степанова

Мария

Тимофеев

Дмитрий

Тутушкин

Андрей

Москва глазами инженера

Инженерные экскурсии и мастер-классы

Айрат Багаутдинов

2019-06-28

Текстильная история Ивана Николаева

Не так давно мы запустили новую экскурсию по дому-коммуне на улице Орджоникидзе. Это аванградное здание построил архитектор Иван Николаев, вся карьера которого оказалась связана с текстильной промышленностью. Вот и дом-коммуна проектировался как общежитие нового типа для студентов текстильного института. С 1958 года там располагается общежитие МИСиС. В этом посте рассказываем подробнее о творчестве архитектора-конструктивиста.

Иван Николаев, в отличие от архитекторов старшего поколения (братьев Весниных, Щусева или Фомина), не имел дореволюционного опыта в профессии. В силу молодости он был одним из тех, кто начинал карьеру уже в новой стране, решительно отказавшейся от принятой эстетики и традиций. Перед начинающими архитекторами стояла задача создать принципиально иную архитектуру, которая поможет сформировать нового человека, строителя коммунизма.

Во время учебы в МВТУ Иван Николаев выбрал специализацию — проектирование фабрик и заводов. После окончания университета он стал одним из основоположников новой промышленной архитектуры. Кстати, начинающим архитекторам помогал опытный зодчий и инженер Александр Кузнецов. 

Фабрика «Красная Талка» в Иванове

С 1925 по 1934 годы Николаев активно проектировал здания для текстильной промышленности. Интерес к этому профилю заметен еще в его дипломной работе в МВТУ — «Текстильная фабрика». А когда стране потребовались новые кадры и для их подготовки был создан Московский текстильный институт, Ивана Николаева с его товарищем Анатолием Фисенко закономерно привлекли к проектированию объектов этого учебного заведения.

В 1927 году в Иваново-Вознесенске (знаменитое Иваново — город невест) по проекту Николаева была построена прядильная фабрика «Красная Талка». В основу лег дипломный проект архитектора. 



Фабрика состоит из двух двухэтажных корпусов, соединенных переходом. На первом этаже размещались отделы, где сырье готовили к обработке, на втором — сновальные и мотальные машины.

Здание имеет железобетонный каркас. Для максимальной освещенности цехов применено ленточное остекление, а также по коньку вдоль всего корпуса идет шедовый фонарь. Рациональное использование объемов позволило по-новому организовать и сам производственный процесс, положив начало новому типу фабричных пространств. 

Жилой квартал «Преображенское» 

Впервые поработать в сфере жилищного строительства Николаеву довелось в 1927-1929 годах. Так как к тому времени он уже специализировался на текстильной промышленности, ему доверили построить городок для работников профильных фабрик в районе Преображенское на востоке Москвы. 

Изначально проект предполагал возведение десяти жилых домов, но в итоге построили только шесть. Основа застройки — два симметрично стоящих дома сложной формы, мощными полуротондами выходящих на улицу Преображенский Вал. Дома более простой формы расположены по внешнему периметру участка, веерообразного по форме. Вместе они образуют систему замкнутых дворов. Корпуса лишены декоративных излишеств, оштукатурены и покрашены. В основном используются прямые линии, но угловые секции двух главных корпусов закруглены, образуя параболы. 



Интересно, что планировка квартала сделана с учетом исторического контекста. Два длинных корпуса фланкируют внутренний бульвар, направленный в сторону башни и стен Никольского единоверческого монастыря. Вторая ось квартала ориентирована на колокольню монастыря. С южной стороны квартала, поверх бомбоубежища, был разбит парк, спускавшийся к речке Хапиловке. 



Кстати, жизнь квартала, нравы и быт его жителей описаны в книге писателя Валерия Осипова «Я ищу детство».

Дом-коммуна на Орджоникидзе

В 1929 году Текстильстрою было поручено строительство четырех комплексов студенческих общежитий на 10 тысяч человек. По согласованию с самими студентами один из комплексов решили сделать экспериментальным, опробовав на нем формат дома-коммуны. Разработку проекта поручили Ивану Николаеву.

Архитектор спроектировал общежитие текстильного института так, чтобы все его жильцы двигались по строго заданным траекториям. В зависимости от функции комплекс разделен на три корпуса: жилой, санитарный и учебный. 



Широкие коридоры и общий балкон отводились под утреннюю зарядку. Вместо комнат были оборудованы спальные кабины – 6-метровые помещения, рассчитанные на двух человек. Предполагалось, что в них студенты будут только спать, а днем доступ туда будет закрыт. Личные вещи надлежало хранить в санитарном корпусе, а заниматься в учебном. 



При этом дом-коммуна – это еще и наглядная демонстрация принципов современной архитектуры, сформулированных Ле Корбюзье. Здесь собраны все пять: свободная планировка, свободный фасад, ножки-опоры, плоская кровля, ленточное остекление. К слову, в здании по максимуму используется естественное освещение: над актовым залом – световой фонарь, над библиотекой и чертежными комнатами – шедовые фонари, обращенные на север, чтобы в помещения попадал рассеянный, а не слепящий свет.

Текстильная фабрика в Кайсери (Турция)

Во время строительства дома-коммуны Николаева едва не арестовали: была попытка обвинить его в неоправданном перерасходе стали. Но все обошлось, и в 1932 году он даже получил заказ на проектирование крупного текстильного комбината в Турции.

Во время заграничной командировки Николаев понял, что хочет использовать в проекте местные национальные традиции. Так, к зданияю конторы был добавлен пирамидальный стеклянный фонарь. В целом же комбинат в Кайсери выполнен в привычной для Николаева конструктивистской стилистике. 

В организации освещения прядильно-ткацкого корпуса можно увидеть тот же прием, что и в доме-коммуне. Это гребенка шедовых фонарей, через которые в цеха попадал рассеянный свет. 

Узнавайте о новинках, скидках и интересных предложениях первыми