https://engineer-history.ru/blog/view/40
Хотите водить экскурсии? Научим в нашей Школе гида! Офлайн и онлайн с 1 февраля. Подробнее...

Есть метро! Как устроены станции первой очереди

Строительство московского метро началось в 1931 году. Первые поезда отправились в путь в 7 утра 15 мая 1935-го. В этот день открыли 13 станций первой очереди. Тогда это была одна линия с двумя ответвлениями: от станции «Охотный ряд» часть поездов следовали до «Парка культуры», а часть — до «Смоленской». В этой статье рассказываем о станциях первой очереди, а еще подробнее — на нашей экскурсии «Великая подземная стройка». 

«Сокольники»

Движение начиналось от «Сокольников», спроектированных Иваном Тарановым и Надеждой Быковой. Станция уходит в глубину всего на девять метров, в качестве опор используются столбы, облицованные мрамором. При открытии пол был просто заасфальтирован, зал и коридоры освещали люстры-шары. Перонный зал разделен палладианскими лестницами, регулирующими пассажиропоток.

Наземный павильон представляет собой два входа, соединенных большой аркой. За ней — аллея, ведущая к парку «Сокольники».

Около торцевых стен были установлены статуи реальных спортсменов работы Петра Митковицера, явно отсылающие к античной скульптуре. В какой-то момент их демонтировали и вернули на место пару лет назад.

«Комсомольская»

Одна из станций первой очереди, конечно, досталась Дмитрию Чечулину — одному из самых востребованных архитекторов эпохи. Позже он создаст еще несколько объектов метрополитена: построит станцию «Киевская» Филевской линии, а также наземные павильоны «Охотного ряда» и «Динамо».

В облике «Комсомольской» заметна эстетика ар-деко. Например, в глаза сразу бросается характерное для стиля сочетание разных материалов. Взять те же колонны: квадратные в плане, они облицованы розовато-желтым мрамором, а их капители сделаны из металла. На каждой выгравирована звезда с аббревиатурой КИМ — Коммунистический интернационал молодежи.

Над оформлением этой станции работали выдающиеся художники Евгений Лансере и Владимир Фаворский. Первый создал майоликовые панно, посвященные метростроевцам, второй придумал эскизы для плафона северного вестибюля.

К сожалению, росписи Фаворского не сохранились — в 1950-х при строительстве Кольцевой линии северный павильон разобрали.

«Красные ворота»

Проект этой станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Само подземное пространство спроектировал Иван Фомин, автор концепции «красной дорики». Южный павильон в виде огромной раковины придумал рационалист Николай Ладовский. Портал, сформированный четырьмя концентрическими полуокружностями, выглядит с одной стороны авангардно, с другой — обыгрывает исторический топоним. Северный павильон уже в начале 1950-х построил Алексей Душкин, работавший в стилистике ар-деко.

Были опасения, что строить трехсводчатую станцию глубокого заложения опасно. Американские инженеры предлагали не раскрывать третий свод, чтобы избежать давления породы. Однако начальник строительства Илларион Гоциридзе убедил Кагановича, что конструкция достаточно прочна.

Свод центрального зала поддерживают мощные пилоны, зрительно облегченные за счет разделения на три части с утопленной нишей. Тяжесть свода также принимает на себя ступенчатый карниз. Пилоны облицованы темно-красным мрамором, отсылающим к топониму «Красные ворота».

В 1952 году на станции «Красные ворота» заработал первый в московской подземке турникет.

«Чистые пруды»

Со дня открытия и до 1990 года станция называлась «Кировская» — по улице Кирова (ныне — Мясницкая). Это самая глубокая станция первой очереди — 35 метров. Первоначально она не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями.

Архитектурный облик станции создал архитектор Николай Колли. В это же время он курировал строительство дома Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, которое велось неподалеку. Наземный павильон станции имеет кубическую форму. Интересная деталь здесь — круглые окна на боковых стенах. Многие исследователи обращают внимание, что такие же окна были на гробнице пекаря Еврисака с Аппиевой дороги (I в. до н.э.).

В 1947 на станции впервые в московском метро установили люминесцентные лампы.

«Александровский сад»

Первая очередь московского метро состояла из одной линии с двумя ответвлениями. Она шла от «Сокольников» до «Охотного ряда», а далее — по развилке либо до «Парка культуры», либо до «Смоленской». Первой на развилке в сторону «Смоленской» была станция «Александровский сад». Вернее, «Улица Коминтерна», как она называлась с 1935 по 1946 годы. Дальше с названиями тоже была чехарда: до переименования в 1990-м станция успела побывать «Калининской» и буквально несколько дней «Воздвиженкой».

Станцию глубиной 7,4 метра построили менее чем за полгода. В процессе работ инженерам пришлось переложить мощный канализационный коллектор из хрупкой гончарной трубы в металл.

«Александровский сад» — единственная станция первой очереди с изогнутыми платформами. К этому вынудило слишком узкое пространство между Манежем и Кутафьей башней. Кроме того, изначальный проект предполагал строительство на этом месте двухпутного перегонного тоннеля. Решение о создании станции было принято, когда работы уже велись, поэтому единственным выходом стало возведение искривленных боковых платформ.

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Современный переход появился только в 1938 году.

«Арбатская»

Вестибюль «Арбатской» —  один из первых символов московского метро. Он был открыт в 1935 году вместе с самой станцией и в плане представляет пятиконечную звезду. Вынесенные углы павильона поддерживаются колоннами красного гранита. По первоначальному замыслу на барабане должны были появиться скульптуры метростроевца и красноармейца. Внутри павильона созданы ступени в виде амфитеатра, ведущие к платформенному залу.

Из станций первой очереди «Арбатская» больше всего напоминает «Сокольники». Она тоже трехпролетная, а опорами служат два ряда колонн, облицованных мрамором. Капители колонн просты, а их орнамент повторен на фризе путевых стен.

Ну и несколько инженерных хитростей. Из-под старого дома на другой стороне Арбатской площади вынули грунт и начали строить метро прямо из подвала. Ручей Черторый переместили из кирпичной трубы в металлическую, а потом еще и создали перемычку из бочек и мешков с песком. Пока шло бетонирование крыши станции, трамвайные рельсы за одну ночь перекладывали на другое место.

«Кропоткинская»

«Кропоткинская» должна была стать главной станцией московского метро. Ее специально строили рядом с взорванным Храмом Христа Спасителя, на месте которого планировали возвести грандиозный Дворец Советов. Все линии московской подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам.

Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота). Кстати, западный павильон станции спроектирован тоже с оглядкой на Дворец Советов. Самуил Кравец придал ему форму полуциркульной арки, которая бы обрамляла небоскреб, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.

Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже и Брюсселе. 15-метровая платформа «Кропоткинской» получилась самой широкой в метро первой очереди. Архитектор Алексей Душкин придал колоннам сходство с лотосами, используя необычную форму капителей. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники.

* * *

Хотите узнать больше о том, какие инженерные решения применялись во время строительства первой очереди московского метро? Приглашаем на нашу экскурсию!

Мероприятия по теме

Ближайшая через 6 дней
2,5 часа12+
Экскурсия в Библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Внутри зданий
#Авангард #Сталинская архитектура
1990
за человека
Ближайшая через 7 дней
3 часа7+
Сталинские высотки. Автобусная экскурсия с посещением смотровой гостиницы «Украина»
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
3300
за человека
Ближайшая через 28 дней
2 час.14+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Современная архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа12+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / пешеходная
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура #Инфраструктура города
700
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа часа7+
Как жили в Стране Советов. От гостиницы «Советская» до Дома на ножках
Внутри зданий
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Билетов нет
2,5 часа12+
Все выше! История московских небоскребов. Автобусная экскурсия
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #Современная архитектура #Небоскребы
1500
за человека
Ближайшая через 20 дней
2,5 часа12+
Экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было» / автобусная
Экскурсии с VR
#Авангард #Сталинская архитектура
2900
за человека
Ближайшая через 22 часа 33 минуты
2,5 часа7+
Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве / автобусная
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Билетов нет
2 часа9+
Парк Горького. Архитектурный квест
Квесты
#Авангард #Сталинская архитектура #Современная архитектура
1300
за человека
Билетов нет
1,5 часа14+
Архитектура власти. Что строили для себя КГБ и Совет труда и обороны. Экскурсия на электросамокатах
Электросамокатные
#Сталинская архитектура
1500
за человека
Ближайшая через 29 дней
12 часов14+
Тверь — в Москву дверь. Неизвестные архитектурные сокровища Твери
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3500
за человека
Ближайшая через 18 часов 33 минуты
2 часа14+
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки / пешеходная
Экскурсии с VR
#Сталинская архитектура #Модернизм
1500
за человека
Билетов нет
13 часов
Зарайск и Коломна: два Кремля
Загородные поездки
#Инфраструктура города
3900
за человека
Билетов нет
3 часа21+
Вино глазами инженера. Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Вино глазами инженера
#Инфраструктура города
4500
за человека
Билетов нет
1,5 часа
Секреты бульвара Ла Рамбла. Онлайн-экскурсия по Барселоне с Милой Строкань
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
1,5 часа
Шедевры старого Лиссабона. Онлайн-экскурсия Катерины Кантовской
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Билетов нет
4 часа14+
Экскурсия «По следам Болшевской коммуны. Архитектура «перековки». С посещением музея
Загородные поездки
#Инфраструктура города
1400
за человека
Билетов нет
1,5 часа
Вечерний Рим. Онлайн-экскурсия Ольги Маровой
Прямые эфиры
#Инфраструктура города
Бесплатно
Ближайшая через 14 дней
3 часа 12+
Экспериментальное жилье XX века. Экскурсия совместно с Яндекс.Недвижимостью
Автобусные экскурсии
#Модернизм #Современная архитектура #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 7 дней
2 часа 6+
Мосты Москвы. Семейная экскурсия
Экскурсии для детей
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #ЖД #Инфраструктура города
1500
за человека
Ближайшая через 21 час 3 минуты
2 часа 12+
Новые Черемушки: 9-й квартал экспериментов
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
600
за человека
Билетов нет
2 дня 14+
Тула без самоваров. Промышленная архитектура, история и современное благоустройство
Загородные поездки
#Инфраструктура города
8000
за человека
Ближайшая через 22 часа 33 минуты
1,5 часа 14+
Экскурсия на стадион «Лужники»
Внутри зданий
#Инфраструктура города
1990
за человека
Для максимально комфортного использования сервиса переверните телефон в портретный режим.