Строительство московского метро началось в 1931 году. Первые поезда отправились в путь в 7 утра 15 мая 1935-го. В этот день открыли 13 станций первой очереди. Тогда это была одна линия с двумя ответвлениями: от станции «Охотный ряд» часть поездов следовали до «Парка культуры», а часть — до «Смоленской». В этой статье рассказываем о станциях первой очереди, а еще подробнее — на нашей экскурсии «Великая подземная стройка».
«Сокольники»
Движение начиналось от «Сокольников», спроектированных Иваном Тарановым и Надеждой Быковой. Станция уходит в глубину всего на девять метров, в качестве опор используются столбы, облицованные мрамором. При открытии пол был просто заасфальтирован, зал и коридоры освещали люстры-шары. Перонный зал разделен палладианскими лестницами, регулирующими пассажиропоток.
Наземный павильон представляет собой два входа, соединенных большой аркой. За ней — аллея, ведущая к парку «Сокольники».
Около торцевых стен были установлены статуи реальных спортсменов работы Петра Митковицера, явно отсылающие к античной скульптуре. В какой-то момент их демонтировали и вернули на место пару лет назад.
Рекомендуем: ✔увлекательные экскурсии в Подмосковье.
«Комсомольская»
Одна из станций первой очереди, конечно, досталась Дмитрию Чечулину — одному из самых востребованных архитекторов эпохи. Позже он создаст еще несколько объектов метрополитена: построит станцию «Киевская» Филевской линии, а также наземные павильоны «Охотного ряда» и «Динамо».
В облике «Комсомольской» заметна эстетика ар-деко. Например, в глаза сразу бросается характерное для стиля сочетание разных материалов. Взять те же колонны: квадратные в плане, они облицованы розовато-желтым мрамором, а их капители сделаны из металла. На каждой выгравирована звезда с аббревиатурой КИМ — Коммунистический интернационал молодежи.
Над оформлением этой станции работали выдающиеся художники Евгений Лансере и Владимир Фаворский. Первый создал майоликовые панно, посвященные метростроевцам, второй придумал эскизы для плафона северного вестибюля.
К сожалению, росписи Фаворского не сохранились — в 1950-х при строительстве Кольцевой линии северный павильон разобрали.
«Красные ворота»
Проект этой станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Само подземное пространство спроектировал Иван Фомин, автор концепции «красной дорики». Южный павильон в виде огромной раковины придумал рационалист Николай Ладовский. Портал, сформированный четырьмя концентрическими полуокружностями, выглядит с одной стороны авангардно, с другой — обыгрывает исторический топоним. Северный павильон уже в начале 1950-х построил Алексей Душкин, работавший в стилистике ар-деко.
Были опасения, что строить трехсводчатую станцию глубокого заложения опасно. Американские инженеры предлагали не раскрывать третий свод, чтобы избежать давления породы. Однако начальник строительства Илларион Гоциридзе убедил Кагановича, что конструкция достаточно прочна.
Свод центрального зала поддерживают мощные пилоны, зрительно облегченные за счет разделения на три части с утопленной нишей. Тяжесть свода также принимает на себя ступенчатый карниз. Пилоны облицованы темно-красным мрамором, отсылающим к топониму «Красные ворота».
В 1952 году на станции «Красные ворота» заработал первый в московской подземке турникет.
«Чистые пруды»
Со дня открытия и до 1990 года станция называлась «Кировская» — по улице Кирова (ныне — Мясницкая). Это самая глубокая станция первой очереди — 35 метров. Первоначально она не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями.
Архитектурный облик станции создал архитектор Николай Колли. В это же время он курировал строительство дома Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, которое велось неподалеку. Наземный павильон станции имеет кубическую форму. Интересная деталь здесь — круглые окна на боковых стенах. Многие исследователи обращают внимание, что такие же окна были на гробнице пекаря Еврисака с Аппиевой дороги (I в. до н.э.).
В 1947 на станции впервые в московском метро установили люминесцентные лампы.
«Александровский сад»
Первая очередь московского метро состояла из одной линии с двумя ответвлениями. Она шла от «Сокольников» до «Охотного ряда», а далее — по развилке либо до «Парка культуры», либо до «Смоленской». Первой на развилке в сторону «Смоленской» была станция «Александровский сад». Вернее, «Улица Коминтерна», как она называлась с 1935 по 1946 годы. Дальше с названиями тоже была чехарда: до переименования в 1990-м станция успела побывать «Калининской» и буквально несколько дней «Воздвиженкой».
Станцию глубиной 7,4 метра построили менее чем за полгода. В процессе работ инженерам пришлось переложить мощный канализационный коллектор из хрупкой гончарной трубы в металл.
«Александровский сад» — единственная станция первой очереди с изогнутыми платформами. К этому вынудило слишком узкое пространство между Манежем и Кутафьей башней. Кроме того, изначальный проект предполагал строительство на этом месте двухпутного перегонного тоннеля. Решение о создании станции было принято, когда работы уже велись, поэтому единственным выходом стало возведение искривленных боковых платформ.
Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Современный переход появился только в 1938 году.
«Арбатская»
Вестибюль «Арбатской» — один из первых символов московского метро. Он был открыт в 1935 году вместе с самой станцией и в плане представляет пятиконечную звезду. Вынесенные углы павильона поддерживаются колоннами красного гранита. По первоначальному замыслу на барабане должны были появиться скульптуры метростроевца и красноармейца. Внутри павильона созданы ступени в виде амфитеатра, ведущие к платформенному залу.
Из станций первой очереди «Арбатская» больше всего напоминает «Сокольники». Она тоже трехпролетная, а опорами служат два ряда колонн, облицованных мрамором. Капители колонн просты, а их орнамент повторен на фризе путевых стен.
Ну и несколько инженерных хитростей. Из-под старого дома на другой стороне Арбатской площади вынули грунт и начали строить метро прямо из подвала. Ручей Черторый переместили из кирпичной трубы в металлическую, а потом еще и создали перемычку из бочек и мешков с песком. Пока шло бетонирование крыши станции, трамвайные рельсы за одну ночь перекладывали на другое место.
«Кропоткинская»
«Кропоткинская» должна была стать главной станцией московского метро. Ее специально строили рядом с взорванным Храмом Христа Спасителя, на месте которого планировали возвести грандиозный Дворец Советов. Все линии московской подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам.
Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота). Кстати, западный павильон станции спроектирован тоже с оглядкой на Дворец Советов. Самуил Кравец придал ему форму полуциркульной арки, которая бы обрамляла небоскреб, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.
Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже и Брюсселе. 15-метровая платформа «Кропоткинской» получилась самой широкой в метро первой очереди. Архитектор Алексей Душкин придал колоннам сходство с лотосами, используя необычную форму капителей. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники.
* * *
Хотите узнать больше о том, какие инженерные решения применялись во время строительства первой очереди московского метро? Приглашаем на нашу экскурсию!