В современной Москве деревянные постройки – редкость. Понятно, что их большая часть была утрачена еще во время пожара 1812 года. Но то, что было построено после, также дошло до нас в очень скромных объемах. Поговорим о Москве деревянной – какой она была и что от нее осталось.
В начале XIX века в столице Российской империи насчитывалось около 10 тысяч домов, из них около 7 тысяч были деревянными. После пожара Александр I учредил Комиссию для строения Москвы, которую возглавил Осип Бове. По его решению в самом центре города запрещалось строить дома из дерева, а также для всех строений были определены размеры и этажность.
Часто деревянным домам придавали вид каменных: колонны из дерева обшивали тесом, штукатурили и красили. Подобные усадьбы Шереметевых сохранились в Кускове и Останкине. Вообще на сегодняшний день в Москве около 150 деревянных зданий имеют статус памятника архитектуры.
Погодинская изба
Синяя бревенчатая изба неподалеку от Новодевичьего монастыря — одно из старейших сохранившихся деревянных зданий Москвы. Она построена в 1856 году по проекту Николая Никитина как флигель усадьбы. Заказчиком выступил предприниматель Василий Кокорев, решивший сделать такой подарок в русском стиле историку Михаилу Погодину.
Изба выполнена в формах народного деревянного зодчества. Это высокий сруб со светелкой, украшенный узорной пропильной резьбой: ставнями, наличниками, «полотенцами», «подзорами» и другими деталями.
Погодин не только жил в доме на Девичьем поле, но и хранил там уникальную коллекцию древностей. В гостях у историка бывали Хомяков, Аксаков, Баратынский, Тютчев, Островский, а Гоголь даже заканчивал здесь первый том «Мертвых душ».
Рекомендуем: ✔Экскурсия в библиотеку имени Ленина.
Дом Пороховщикова
Деревянный особняк в Староконюшенном переулке построен в 1870-х годах архитектором Андреем Гуном. Проект получился настолько удачным, что в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене.
Здание построено на древнем фундаменте и удачно синтезирует приемы русского зодчества. Оно сложено из толстых бревен и украшено резными наличниками, карнизами и подзорами. При этом резной убор не копирует народные образцы буквально, а создает новое произведение, сохраняющее дух народного искусства.
Хозяином дома был предприниматель и меценат Александр Пороховщиков, владелец гостиницы и ресторана «Славянский базар». В 1880-х в особняке размещалось «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению». Здесь читали лекции многие известные ученые, например, физиолог Иван Сеченов.
В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду правнуку первого владельца, актеру Александру Пороховщикову. В 2004 году была завершена реставрация здания. Однако после смерти актера в 2012 году будушая судьба памятника выглядит довольно туманно.
Особняк Сытина
Дом капрала Измайловского полка Андрея Сытина построен в 1806 году. Он расположен в двух шагах от Тверской, в Сытинском переулке. Это одно из немногих деревянных зданий, уцелевших в пожаре 1812 года.
Особняк в стиле классицизм возведен на белокаменном фундаменте конца XVII века. Его украшает четырехколонный коринфский портик, колонны и лепнина сделаны из дерева. Композиция здания традиционна для своего времени: парадная анфилада комнат вдоль главного фасада и антресоли со стороны двора.
До революции в доме располагалась фабрика духовых музыкальных инструментов, а после — коммунальные квартиры. В 1980-х коммуналки расселили, здание отреставрировали. Сейчас дом снова на реставрации. По плану она должна была завершиться в августе, но особняк по-прежнему завешен баннером.
Дом Поливанова
Особняк поручика Поливанова в Денежном переулке — пример того, как Москва восстанавливала свой облик после пожара 1812 года. Дом в стиле ампир был построен в 1823 году буквально на выжженной земле.
Дом имеет над первым этажом жилую надстройку — мезонин. К такой хитрости прибегали часто: в мезонине можно было жить с комфортом, но по системе налогообложения дом считался одноэтажным и позволял владельцам неплохо сэкономить.
Основной акцент здания приходится на фасад: здесь выделяется шестиколонный портик тосканского ордера. Русты на углах, обшивка стен — все сделано из дерева. Так было принято: деревянные элементы стилизовали под камень. В Москве даже существовал специальный рынок, где продавали доски с выемками, имитирующими продольный руст и замковую кладку.
Усадьба Толстого в Хамовниках
⠀
В деревянном доме около Девичьего поля Лев Толстой проводил осени и зимы на протяжении почти 20 лет. Писатель купил усадьбу в 1882 году, оценив ее сходство с деревенским имением. И даже большое количество заводов в округе не слишком смущало Льва Николаевича.
Главный дом усадьбы построен в 1805 году по заказу князя Ивана Мещерского. После покупки Толстым особняк перестроили и существенно расширили. Благодаря тому, что с 1921 года здесь работает музей писателя, усадьба сохранила свою аутентичность. Кроме дома с гладкокрашенными стенами, уцелели флигели, хозяйственные постройки, красивый резной забор и даже сад.
Особняк Палибина
Миниатюрный деревянный особняк в стиле ампир на улице Бурденко выделяется среди других домов. И это при том, что он, как и все послепожарные здания, построен по типовому проекту, разработанному Осипом Бове. Неповторимый облик создает причудливый декор, которому словно тесно в пределах фасада. Еще бы, ведь архитектор собрал полный комплект украшений: лепной меандр, факелы, пальметты, медальоны с горгонами и изображения ихтиокентавров.
Дом в стиле ампир появился в Хамовниках в 1818 году. Одноэтажным особнячком с небольшим мезонином владел коллежский советник Гавриил Палибин. Здание несколько раз перестраивали, а в советское время превратили в коммуналку. В 1980-х людей расселили и передали архитектурный памятник в надежные руки – НИИ реставрации во главе с историком и подвижником Саввой Ямщиковым.
Сегодня дом выглядит не совсем ухоженным. Все потому, что летом с него сняли часть старой краски, загрунтовали стены и очистили цоколь. В очистке фасада участвовали даже французские волонтеры. Сейчас для дома готовят проект реставрации.
Особняк Носова
Дом купца Василия Носова в 1903 году построил архитектор Лев Кекушев. Особняк в стиле модерн до сих пор вызывает удивление у публики. Уже в начале XX века там было центральное отопление, система водоснабжения, канализация и проведенное электричество.
Огромные окна без стеклопакетов не пропускали холод, воздух в доме очищался с помощью фильтров на табачном листе, в системе вентиляции использовались морские водоросли — и всё это в эпоху, когда даже электричество было не у каждого. Архитектор Лев Кекушев создал настоящий шедевр в стиле модерн и оставил много загадок будущим поколениям.