Анастасия Головина — архитектор, выпускница МАРХИ (кафедра «Реставрация и реконструкция в архитектуре»), автор курсов по истории и теории архитектуры для детей и взрослых, разработчик курса «Архитектура. Доступно» для незрячих и слабовидящих слушателей. Экскурсовод и лектор компании «Глазами инженера» и мастер Школы гида «Глазами инженера». Автор книги «Архитектура. Что такое хорошо и что такое плохо. Ключ к пониманию» (2024).
- Как ты пришла в профессию?
Я работала архитектором-реставратором в Центральных научно-исследовательских проектных мастерских и в какой-то момент по многим причинам решила уйти с работы. И мне очень захотелось сделать лекцию о профессии архитектора-реставратора, сделать ее видимой в общественном пространстве. А потом попробовала сделать и экскурсию про реставрацию архитектуры на примере московских реставраций разных эпох. Получилось хорошо и захотелось продолжить. Сейчас у меня сделано уже пять экскурсий про реставрацию (не все стоят в сетке) и три лекции, потому что хочется что-то рассказать и о мировом опыте, и о других примерах в нашей стране — не только про московские объекты.
- Что для тебя экскурсии? Почему тебе нравится этим заниматься?
В моем представлении экскурсия очень похожа на игру в бисер, как это описано у Германа Гессе в одноименной книге. И когда я разрабатываю и веду экскурсию, чувствую себя Мастером Игры. Нужно собрать бисеринки из разных областей — истории, искусства, архитектуры, реставрации, литературы, людей и судеб — и из этого сыграть цельную вещь, найдя основную тему и учтя именно тех людей, которые пришли на конкретную экскурсию, вплести их вопросы и ответы на них в общий замысел. Очень классное чувство, когда это получается, когда Игра сыграна хорошо. Мне кажется, в создании экскурсий очень много творчества.
- Расскажи о своем любимом архитектурном стиле или эпохе.
Самое любимое — это, конечно, античность. Даже, наверное, именно Древняя Греция. То, что они создали, уникально и продолжает жить уже 2,5 тысячелетия. Почти в каждом городе Европы и Америки (а также немного в Южной Америке и бывших европейских колониях) мы можем встретить ордерную архитектуру. И у древнегреческой архитектуры еще есть чему учиться, ее уроки не все освоены. Даже античный Рим частично потерял чистоту и логику греческого ордера, хотя римская античность очень интересна. Это профессиональная деформация реставраторов — нам чем древнее, тем интереснее!
- Какой район Москвы тебе нравится больше всего и почему?
Я очень люблю Яузу. Все районы вокруг — от Сокольников и Преображенской площади до Устьинских мостов: Лефортово, Бауманский институт, Головинский сад, Серебряническая набережная, шлюз, Спасо-Андрониковский монастырь. Тут жили мои бабушка с дедушкой, а вот тут они познакомились, а здесь познакомились мои родители, а вот на этом участке я делала учебный проект, а вот роддом, где я родилась, а вот в этом родилась моя мама, а вот церковь, куда ходил прадедушка, а вот тут.... И очень-очень много событий и моих, и моей семьи нанизано на Яузу как на центральную артерию моей жизни. Экскурсий по этим районам я не вожу, но зато в первом моем (как мастера) потоке Школы гида, у меня была студентка, которая сделала экскурсию по Лефортовскому парку. Было очень приятно над этой экскурсией работать и потом принимать экзамен. А однажды на мой день рождения я собрала компанию, и мы прошли по Яузе от Сокольников до Устьинских мостов.
- Чем еще занимаешься помимо экскурсий? Что тебе интересно?
– Я делаю свой проект «Архитектурные витаминки» — это YouTube-канал с небольшими видео про архитектуру и онлайн-курсы — тоже с небольшими видео про архитектуру на разные темы, которые публикую по одному в день, для постепенного насыщения организма полезным. Почти все мои интересы связаны с архитектурой — рисовать архитектуру, путешествовать и изучать архитектуру, придумывать архитектуру. Я рисую, а точнее придумываю сказочные домики, часто на заказ для конкретных людей, и мечтаю, чтобы у каждого человека был свой дом. Из неархитектурного: я занимаюсь переплетным делом — делаю скетчбуки и шкатулки, используя старые вышивки, которые никому не нужны. Дарю им новую жизнь.