В этом году мы запустили цикл экскурсий по авангарду с мастер-классами по скетчингу. Среди объектов внимания — ДК имени Русакова, Лабораторный корпус Московского энергетического института и Шуховская башня. Цель таких совместных проектов — лучше понять принципы архитектуры, правила композиции, работу с пространством. Для более глубокого погружения в тему рассказываем о мастерах архитектурной графики авангардной эпохи, которые тоже постигали — или создавали — архитектуру через рисунок.
Антонио Сант-Элиа
Одним из провозвестников авангарда в архитектуре стал итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа. Накануне первой мировой войны он вошел в кружок художников и поэтов-футуристов и написал вместе с ними «Манифест футуристической архитектуры». В 1912–1914 годах он создал серию рисунков Citta Nuova («Новый город»).
Город будущего в представлении Сант-Элиа состоит из огромных уступчатых зданий, соединенных воздушными переходами, движущимися тротуарами, пронизанный путями сообщений. Его представление в значительной степени оправдалось. Сегодня так выглядят многие мегаполисы мира – Гонконг, Токио, Шанхай. А еще его работы стали источником вдохновения для множества художников-постановщиков кино – от «Метрополиса» до «Пятого элемента».
Эль Лисицкий
Художник Эль Лисицкий был одним из сподвижников Малевича, и еще в 1919 году попытался применить идеи супрематизма к архитектуре. Он создал ПРОУНы – «Проекты утверждения нового» – нечто среднее между супрематической композицией и чертежом авангардного здания. Они еще очень абстрактны, но сами их названия – «Мост», «Город» – говорят о попытке архитектурного переложения супрематизма.
В 1923 году Лисицкий создаст свой самый знаменитый проект – горизонтальные небоскребы. Эти здания на высоких ногах с длинными выносными-консолями больше похожи на супрематическую скульптуру, населенную людьми. Это как бы ПРОУНы, приложенные к реальной Москве. Реализовать такую архитектуру удалось уже в конце 20-го века: Министерство автомобильных дорог Грузии, Штаб-квартира Китайского телевидения и многие другие здания по всему миру.
Яков Чернихов
Ленинградский архитектор Яков Чернихов прославился на весь мир не реальными постройками, а своими архитектурными фантазиями. Для него это был способ поиска новых форм в архитектуре и эффективный преподавательский прием. Ему даже удалось организовать в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», которая фактически стала мастерской архитектора и его учеников. В начале 1930-х годов он издает книги «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм» и «Архитектурные фантазии. 101 композиция».
Фантазии Чернихова – это ода конструкциям и геометрическим формам. Их много, они сложно сочленяются друг с другом. Это такой конструктивизм, превращающийся в эстетство. В те годы такая экспрессия не была понята, и работы Чернихова оказали влияние на архитектуру уже второй половины 20-го и начала 21-го века.
Константин Мельников
Ключевой архитектор советского авангарда Константин Мельников о графике отзывался весьма неодобрительно: «Архитектурная графика возвеличивает только себя и намертво сжимает нам веки, не позволяя видеть архитектуру».
Тем не менее, проекты Мельникова тщательно проработаны графически и, взятые вместе, создают мир фантазии архитектора. В этом мире здания вращаются, нависают консолями, уходят в небо многоэтажными парадными лестницами.