Междисциплинарность становится все более востребованным принципом в разных сферах общественной жизни, а в искусстве такой диалог кажется особенно продуктивным. Чувствуя потенциал творческой коллаборации, этой осенью мы запустили с коллегами из образовательного проекта Level One совместный проект «Экскурсии + лекции». А заодно поразмышляли о междисциплинарности на примере архитектуры и моды. В широком смысле их связь слишком очевидна. Гораздо интереснее наблюдать, как они пересекаются в более утилитарной плоскости. Например, когда здания копируют форму какого-либо предмета гардероба.
Дом-треуголка
Дом с необычной кровлей в 1960-х создал финский дизайнер Юрье Куккапуро. Он построил его в пригороде Хельсинки как собственное жилище с просторной мастерской.
Крыша в форме шляпы сделана из бетона, весит 250 тонн и занимает две трети всего дома. На строительство ушло два месяца.
Юрье Куккапуро: «Так как в 60−е я увлекался пластичными формами и проектировал стулья из стекловолокна, родилась идея круглого дома-«треуголки», где окна расположены не по двум сторонам, как у простого ангара, а по трем. К тому же бонусом мы получали симпатичные уличные террасы под скатами крыши. В конце 60−х грянул нефтяной кризис, и цены на полимеры взлетели до небес. Тогда выбор пал на бетон – материал не менее пластичный, к тому же недорогой».
Рекомендуем: ✔Экскурсия в библиотеку имени Ленина.
Дом-ботинок
Сегодня в мире немало домов в форме обуви. Но первый появился в 1949 году в США, в штате Пенсильвания. Его построили по заказу преуспевающего башмачника Махлона Хейнса, заработавшего на обуви состояние.
Длина дома – 12 метров, высота – 8. Деревянный каркас сооружения покрыт строительной сеткой, поверх которой нанесен цементный раствор. Раньше штукатурка была розовой, сейчас здание белого цвета. В доме пять уровней, подняться на каждый можно по наружной лестнице.
Митра на башне
Такой игровой прием пусть и редко, но все же можно увидеть в культовых сооружениях — храмах и соборах. Посмотрим на католический собор в Иркутске. Он построен в 2000 году и вообще выглядит необычно для российских широт.
Неоконструктивистские формы появились благодаря польским архитекторам, работавшим над первоначальным проектом.
Есть здесь и еще одна интересная деталь: перемычка между двумя башнями в форме митры — головного убора высшего католического духовенства.
Архитектурная вечеринка
Но не только здания имитируют какие-то предметы одежды. Наряды тоже могут быть похожи на архитектурные сооружения.
В 1931 году, в разгар Великой депрессии, в США состоялся очередной Бал изящных искусств. На волне общего упадка было решено обыграть начало «времени новой архитектуры и экономической безнадеги». Интерьеры были оформлены в кубистском стиле, играл оркестр из клепальных станков и кувалд.
Костюмы на вечеринке тоже предполагались неординарные. Лучше всех с задачей справились 20 американских архитекторов – они предстали в образах зданий, недавно ими спроектированных. Стюарт Уокер надел костюм Фуллеровского небоскреба, Уильям Лэм – Эмпайр-стейт-билдинг, Леонард Шульце – отеля «Уолдорф-Астория». Центральным персонажем был Уильям ван Ален, автор 61-этажного небоскреба Крайслер-билдинг.
«Построенные» платья
В фэшн-индустрии модельеры часто вдохновляются линиями и формами современной архитектуры. К примеру, на дизайнера Мишель Смит повлияли здания Захи Хадид.
Текучие линии архитектуры Захи Хадид выглядят легкими и гибкими, как ткань. Кажется, что свою форму они приняли почти случайно и легко могут изменить ее. Дизайнер Мишель Смит в 2016 году перенесла это впечатление на коллекцию одежды Milly.
Мишель Смит: «В работах Хадид есть что-то завораживающее. Эта архитектура связана с прогрессом, но также с органикой, сексуальностью. В ее зданиях есть чистая и скульптурная текучесть, которая отражает то, как работаю я».