Аркадий Мордвинов (1896-1964) — автор одной из семи сталинских высоток. Начинавший как конструктивист, он создал свои основные работы в эпоху советского «большого стиля», а в конце жизни успел поработать в эстетике модернизма. О творчестве архитектора и его главных зданиях рассказываем в этой статье.
Центральный почтамт в Харькове (1927-1930)
Это одна из первых работ Аркадия Мордвинова. Он разработал проект еще во время обучения в Московском высшем техническом училище (МВТУ) и победил с ним на конкурсе Наркомпочтеля.
Здание построено в стиле конструктивизма, от принципов которого Мордвинов впоследствии отказался. Но в облике почтамта как раз проявились все классические черты авангарда: геометричность, строгие формы, сочетание разных объемов. При строительстве использовался железобетон и плоская кровля. Здание имеет выразительный закругленный угол, эффектную башню с ленточным остеклением, крупные окна.
Изначально на башне были установлены часы, а также динамику сооружения создавал энергичный шрифт на фасаде. К сожалению, при современной реконструкции почтамта эти детали были демонтированы.
Рекомендуем: ✔Экскурсии по сталинским высоткам.
«Дом под юбкой» (1940)
Дом № 17 на Тверской известен как «Дом под юбкой». Все потому, что когда-то на угловой ротонде была установлена статуя девушки. Иногда ее называют балериной, хотя в руке гипсовая фигура держала серп и молот. По одной из версий, моделью скульптора Георгия Мотовилова была прима Большого театра Ольга Лепешинская.
Аркадий Мордвинов спроектировал этот дом в рамках реконструкции улицы Горького (Тверской), которую он курировал в 1930-х. Ранее на углу находилась древняя церковь Дмитрия Солунского. Ее предлагали сдвинуть во двор, но Мордвинов выступил против. В 1933 году храм снесли, какое-то время на пустыре работало летнее кафе, а затем началось строительство жилого дома с ротондой, которое завершилось в 1940-м.
Здание выглядит типичным образчиком эстетики «большого стиля». Пластика фасадов организована с помощью эркеров, балконов и наличников. На верхней части дома находятся легкие башенки восточного типа. Масштабная скульптура на декоративной ротонде — тоже характерный прием эпохи. Ее демонтировали в 1958 году из-за угрозы обрушения. Несколько лет назад обсуждалась идея восстановить фигуру «балерины», но она так и не была реализована.
Дом с книжным магазином «Москва» (1939-1944)
Дом №8 по Тверской занимает квартал между Тверской площадью и Глинищевским переулком. Прежде на этом месте находился дом, в котором в 1833-м жил Белинский, а в 1855-м с открытия небольшого кафе началась карьера кондитера Адольфа Сиу. Впоследствии он стал владельцем знаменитой кондитерской фабрики, в советское время переименованной в «Большевик».
Снести старый дом планировалось еще до революции, однако он простоял на своем месте до сталинской реконструкции Москвы. В 1930-х столице решили придать парадно-триумфальный вид, расширив улицы и построив вдоль них многоэтажные дома с репрезентативными фасадами. Одним из кураторов проекта был Аркадий Мордвинов: он проектировал застройку улицы Горького (Тверской), а позднее использовал этот опыт на Ленинском проспекте, Большой Полянке, Фрунзенской набережной, Новинском бульваре и в других районах города.
Дом №8 имеет довольно сдержанный облик. Здесь нет пышного декора, а выразительность фасада достигается за счет четкого ритма лопаток, слегка выдвинутой и удлиненной угловой части, лаконичных фронтонов. Первый этаж, выделенный темным цветом, контрастирует с общей светлой гаммой дома, зрительно скрадывая тяжеловесность постройки.
В 1958 году на первом этаже дома был открыт магазин № 100, вскоре получивший название «Москва». Легендарный книжный работает до сих пор.
Гостиница «Украина» (1953-1957)
Гостиница «Украина» — самая известная работа архитектора Аркадия Мордвинова. Он проектировал ее совместно с Вячеславом Олтаржевским — крупнейшим специалистом по высотному строительству.
В 1953 году, когда началось строительство гостиницы, Мордвинов занимал пост президента Академии архитектуры СССР. К этому моменту на его счету было проектирование комплексов жилых домов на Ленинском проспекте, Фрунзенской набережной и в других районах Москвы, где требовалось создавать парадный образ столицы.
«Украина» была сдана в эксплуатацию последней из семи высоток. Вместе с 73-метровым шпилем высота здания достигает 206 метров. Центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью расположены квартиры. Боковые башенки стилизованы под снопы пшеницы. Также тема баснословного плодородия раскрывается в плафоне центрального холла «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине».
На нашей экскурсии, посвященной сталинским высоткам, можно не просто побывать внутри гостиницы, но и подняться на ее смотровую, откуда видны остальные шесть «сестер».
* * *
В 1955 году, после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», Мордвинов был подвергнут жесткой критике. Архитектуру пришлось осваивать язык модернизма, пришедшего на смену «большому стилю», а по большому счету — возвращаться к эстетике, с которой он начинал свою карьеру.
Перейдя на работу в Моспроект, Мордвинов руководил планировкой и застройкой центральной части района Новые Черемушки (1956-1964 годы) и Комсомольского проспекта (1958-1964 годы). Одновременно архитектор работал в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования жилища.
С главным шедевром Аркадия Мордвинова — гостиницей «Украина» — вы можете познакомиться на наших экскурсиях, посвященных сталинским высоткам.