Ивановская область: текстиль, промарх и мозаики. Трехдневный тур с Сергеем Кузнецовым (6-8 сентября) Подробнее...

А как у них? МЦД и мировая практика пригородно-городских электричек

2019 год отметился в транспортной истории Москвы началом модернизации системы пригородно-городских поездов. Власти столицы планируют создать «городские электрички», движущиеся по сквозным диаметральным маршрутам и работающие в режиме метрополитена. Мы не могли оставить без внимания эту историю и придумали экскурсию по МЦД, посвященную истории железной дороги и периферийной архитектуре Москвы. Конечно, особый интерес представляет сама система пригородно-городского транспорта. В этой статье рассказываем о мировой практике подобного рода.

Париж

RER (Réseau Express Régional d'Île-de-France, «Сеть экспрессов региона Иль-де-Франс») — железнодорожная транспортная система, связывающая Париж и его многочисленные пригороды. Сегодня в состав так называемого «Большого Парижа» входят более 130 отдельных населенных пунктов с общим населением около 7 миллионов человек, а также и более удаленные города и коммуны. В пригородах электрички следуют по путям, проложенным на поверхности, а в центральной части Парижа движутся по тоннелям.

Особенностями системы являются:

- «сквозное» движение поездов (каждый маршрут начинается в одном из пригородов, пересекает город насквозь и заканчивается в другом пригороде);

- удобные пересадки на метро в центре города (например, станции RER расположены под площадями Шарль-де-Голь-Этуаль, Марсовым полем и площадью Отель-де-Виль);

- высокая интенсивность движения в «часы-пик» (интервалы на центральных участках линий могут составлять 3-5 минут).

На настоящий момент сеть насчитывает 5 линий, 257 станций (из них 40 находятся под землей). Самая протяженная линия D имеет общую длину 197 километров. Система использует как реконструированные железные дороги, существовавшие задолго до ее появления, так и специально построенные новые участки. Ежедневно система RER перевозит более 2 миллионов пассажиров.

Официально к реализации проекта приступили в 1961 году, хотя первые подобные идеи возникли еще в 1930-х. Движение по отдельным участкам линии А было открыто в 1969, а первые диаметральные маршруты RER начали курсировать в 1977 году. Сейчас линии RER соединяют Париж с важными инфраструктурными и туристическими объектами — аэропортом Шарль-де-Голь, финансово-деловым районом Дефанс, парком и дворцом в Версале, развлекательным парком Диснейленд.

При строительстве подземных участков инженеры столкнулись со множеством трудностей и проблем — необходимостью строить тоннели глубокого заложения и существенно большего диаметра, чем у парижского метрополитена; «вписать» новые подземные сооружения в и без того плотную сеть подземных коммуникаций города, строительством тоннелей под руслом Сены в неблагоприятных гидрогеологических условиях. Архитектура станций достаточно сдержана и функциональна, но в то же время использует отдельные детали и мотивы эпохи ар-нуво, примененные Эктором Гимаром при проектировании первых станций парижской подземки на рубеже XIX-XX веков.

Рекомендуем: ✔экскурсия на Киевский вокзал с посещением башни

Берлин

Железнодорожная транспортная система Берлинской агломерации, в которую входят Берлин и Бранденбург, состоит из метро (U-Bahn) и электричек (S-Bahn). Последняя функционирует как пригородно-городская система и обеспечивает комфортное передвижение пассажиров из пригородов в центр города.

Сегодня длина S-Bahn составляет 332 километра и является самой протяженной сетью среди всего рельсового транспорта города. Большинство станций — наземные с островной платформой и навесом от дождя. Некоторые станции пересадок двухуровневые (например, «Весткройц» или «Шёнеберг»). Уникально устроена пересадочная станция «Вулеталь»: на одном уровне, но на разных путях встречаются U5 (линия метро) и S5 (линия S-Bahn).

После войны, когда Берлин был разделен, большая часть метро оказалась на Западе, а электричек — на Востоке. Линии западного метро не разрывались, но через восточный сектор поезда следовали транзитом. Действующей оставалась лишь станция «Фридрихштрассе», на которой находился КПП. Часть линий S-Bahn в Западном Берлине оказались заброшены, а в Восточном Берлине на некоторых станциях метро почти 30 лет располагались склады и блошиные рынки.

С 1989 года транспортная система вновь стала единой. Сегодня на электричках можно доехать до пригородов (например, до Потсдама) или аэропортов, пересесть на метро или трамвай на пересадочных станциях.

Киев

Киевская городская электричка (КГЭ, Київська міська електричка) — один из видов общественного транспорта Киева, наряду с метро, скоростным трамваем, наземным транспортом. Движение было открыто в сентябре 2009 года. Сначала вся система представляла собой всего лишь две станции — Почайна (в правобережной части города) и Троещина (в левобережной части), между которыми курсировал поезд-челнок, преодолевая весь путь за 6 минут. С 2011 года движение осуществляется по кольцевому маршруту с 15-ю остановками, проходящему через главный вокзал города (Киев-Пассажирский), станции Дарница, Борщаговка и дважды пересекающему Днепр. Маршрут Е1 движется по кольцу против часовой стрелки, а маршрут Е2 — по часовой.

Для создания нового вида транспорта были использованы ранее существовавшие железнодорожные линии и станции, прошедшие лишь небольшую модернизацию. С конструктивной и архитектурной точек зрения станции КГЭ — это конструкции из типовых железобетонных элементов, встречающиеся повсеместно на бывшей территории СССР. Специальный подвижной состав, используемый в транспортных системах подобного рода, не покупался — на маршрутах эксплуатируются стандартные пригородные электропоезда, выпущенные на Луганском, Рижском и Демиховском вагоностроительных заводах. Это именно те вагоны с дверями в концах, тамбурами и двумя рядами поперечных сидений, которые представляются нам при слове «электричка».

Суточный пассажиропоток городской электрички Киева составляет от 8 до 30 тысяч. Это очень скромные цифры (для сравнения, метрополитен Киева ежедневно перевозит около 1,5 миллионов пассажиров, а МЦК в Москве — более 400 тысяч пассажиров). Такая непопулярность данного вида транспорта кроется, по мнению специалистов, в ряде объективных причин: неудобный режим работы (поезда ходят только утром с 5:30 до 10 и вечером с 17 до 21; причем интервалы между электричками достигают 20-40 минут), отсутствие остановок в местах с потенциально высоким пассажиропотоком (рядом с крупными офисными центрами), небольшая скорость движения (полный круг протяженностью 51 километр электричка проезжает за 1,5 часа). Наибольшей популярностью КГЭ пользуется как способ сообщения между лево- и правобережными частями города в часы пик, когда на автомобильных мостах через Днепр возникают пробки.

Киевская городская электричка — хороший пример, позволяющий избежать многих ошибок при проектировании систем городских поездов.

Токио

Линия Яманотэ (山手線, яманотэ сэн) — кольцевая линия городских электропоездов в Токио. Ее длина – всего 34,5 километра, поезду требуется около часа, чтобы объехать полный круг. На линии имеется 29 станций, почти все представляют собой пересадки на метро и другие железнодорожные ветки. Интересной инженерной особенностью данной системы городских поездов является то, что используется достаточно узкая железнодорожная колея.

История железнодорожной линии Токио насчитывает уже больше 100 лет. Она была построена в эпоху великих реформ эпохи Мейдзи, когда за несколько десятилетий страна прошла путь от феодального и аграрного общества до индустриально развитой державы. Необходимо было перевозить грузы и сырье для сотен новых фабрик, а также обслуживать быстро возраставшее население городов. Первый участок линии Яманотэ был открыт в 1885 году, полностью кольцо замкнулось в 1909 году. Тогда же линию электрифицировали и дали современное название (дословно Яманотэ — «рука горы», то есть местность, расположенная у подножия гор и на удалении от берега).

Эта линия удерживает мировой рекорд по числу пассажиров — в среднем за сутки ей пользуются 3,7 миллиона пассажиров (что в 7-8 раз больше, чем у МЦК). В последние годы на линии используются пассажирские вагоны с шестью дверьми, чтобы ускорить высадку-посадку пассажиров. Вагоны снабжены складывающимися сиденьями. На платформах установлены специализированные «калитки», напротив которых оказываются двери прибывшего поезда — они открываются только на время стоянки поезда и служат для защиты пассажиров от падения на пути. Как и в метро, на станциях Яманотэ ранее встречались сотрудники «осия». Часть их служебных обязанностей состояла в том, чтобы заталкивать пассажиров и их багаж внутрь переполненных вагонов.

* * *

Хотите провести тест-драйв новой городской электрички, узнать историю Москвы в контексте строительства железных дорог, увидеть малозаметную для города архитектуру и посетить музей «Паровозное депо Подмосковная»? Приглашаем на нашу новую экскурсию по МЦД.

Мероприятия по теме

Ближайшая 3 августа в 12:00
1,5 часа14+
Киевский вокзал. Экскурсия с подъемом на часовую башню
Экскурсии внутри зданий
Шухов фест 2023
#ЖД #Шухов
1 600
за человека
Архитектура московского метро. Экскурсия по станциям 1930-50-х
2 часа12+
На общественном транспорте
#Инфраструктура города #Метро
Архитектура московского метро
2 часа7+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города #Метро #Барокко
Ближайшая 4 августа в 16:00
2 18+
Дегустируем итальянскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города #Классицизм #Дегустация вина
4 800
за человека
Москва — город мостов. Как строились и как работают знаменитые московские мосты
2 часа
Лекции
Мероприятия онлайн
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
История инженерных революций
2 часа
Лекции
Мероприятия онлайн
#Средневековье #Современная архитектура #Инфраструктура города #Шухов
Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
3 часа18+
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города
Мосты Москвы. Пешеходно-автобусная экскурсия для всей семьи
1 час 45 минут6+
Автобусные экскурсии
Экскурсии по Москве для детей
#Сталинская архитектура #ЖД #Инфраструктура города
Ближайшая 10 августа в 12:00
2 часа 12+
9-й квартал экспериментов. Экскурсия по Новым Черемушкам
Пешеходные экскурсии
#Модернизм #Инфраструктура города
990
за человека
Ближайшая 6 августа в 19:00
2,5 часа 18+
Дегустируем американскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Дегустации вина в Москве
#Современная архитектура #Инфраструктура города
4 500
за человека
Ближайшая 3 августа в 12:00
2 часа 14+
Что скрывает здание на Никольской. Экскурсия на Печатный двор
Экскурсии внутри зданий
#Средневековье #Инфраструктура города
1 800
за человека
Как устроен театр. Экскурсия с посещением подвала дома Нирнзее
2,5 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Модерн #Инфраструктура города #Классицизм
Ближайшая 21 августа в 19:00
2,5 часа 12+
Москва глазами реставратора. Экскурсия про реставрацию в районе «Кропоткинской»
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
1 100
за человека
Экскурсия по сталинскому поселку Акулово – эксклаву Москвы
2,5 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура #Инфраструктура города
Ближайшая 17 августа в 11:00
2,5 часа - 3 часа 18+
От трамваев к фо-бо. Гастроэкскурсия по Депо на Лесной улице
Экскурсии внутри зданий
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
2 500
за человека
Театр «Модерн». Экскурсия + спектакль
4 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Как устроен стадион. Экскурсия по стадиону «Динамо»
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Советские секретные бункеры в Москве. Подземная экскурсия и лекция на глубине 43 метра
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#ЖД #Инфраструктура города
Ближайшая 18 августа в 14:00
1,5 часа 18+
Промышленная красота у Серпуховской заставы. Пешеходная экскурсия
Пешеходные экскурсии
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
1 500
за человека
Джин глазами инженера. Дегустируем архитектуру Лондона
2,5 часа 18+
Дегустации вина в Москве
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
Ближайшая 27 июля в 11:30
2 часа 30 минут 18+
Городок художников на Масловке. Экскурсия по «московскому Монмартру» с посещением мастерских
Экскурсии внутри зданий
#Эклектика #Инфраструктура города
2 400
за человека
Ближайшая 11 августа в 11:00
2,5 часа 14+
От метро до ГОЭЛРО. Экскурсия про электрификацию с посещением музея-квартиры Кржижановского
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
1 800
за человека
Архитектура для развлечений. Экскурсия с посещением кинотеатра «Художественный»
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Модерн #Инфраструктура города
Повесть о том, как сталь и железобетон подарили архитекторам свободу. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. Лекция Марии Никитиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Как мы пришли к панелькам. Лекция Галины Минаковой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Зеленоград: советский модернизм, наука и передовые технологии
1 день 2
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Шаболовка. Игровая экскурсия
1,5 часа 7+
Экскурсии по Москве для детей
Шухов фест 2023
#Инфраструктура города
Ближайшая 2 августа в 19:00
2,5 часа 14+
Город книг: ночная экскурсия в библиотеку имени Ленина
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
2 800
за человека
Ближайшая 4 августа в 12:30
3 часа 18+
Где живут деньги. Экскурсия с посещением дореволюционного банковского хранилища
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
2 700
за человека
Реставрация архитектуры. Появление профессии и формирование основных принципов. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Реставрация архитектуры. Современная теория и практика. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
АРХИЦИФРИСК. Как проектировать, строить и мечтать при помощи компьютера. Лекция Варвары Любовой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Почему не случилось дизайна в эпоху авангарда. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Архитектура сказок. От пряничного домика до хрустального дворца. Лекция Регины Поливан
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Ивановская горка: Перезагрузка. Неформальная экскурсия о новой жизни старых домов в переулках Ивановской горки
2 часа 20 минут 18+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Ближайшая 11 августа в 12:00
2 часа 14+
Архитектура для полетов. Экскурсия вокруг комплекса зданий ЦАГИ с посещением музея Н.Е. Жуковского
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
1 500
за человека
Архитекторы, которые меняли архитектуру. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Дженерейшн ИИ: от калейдоскопа к нейросети. Лекция Варвары Любовой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Улица Щербаковская: до и после войны. Пешеходная экскурсия
2 часа14+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Рождение массового дизайна в эпоху хрущевского модернизма. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Дубна. Большая физика на Волге с посещением музея синхрофазотрона (однодневный тур)
1 день 14+
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Оранжевые вина и архитектура Солнца. Лекция + дегустация
2 часа 18+
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города
Темная сторона сказочной архитектуры. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Ближайшая 15 августа в 18:45
1,5 часа 14+
Мосты Москвы: от древности до современности. Пешеходная экскурсия об истории мостов Москвы
Пешеходные экскурсии
Шухов фест 2023
#Инфраструктура города
1 300
за человека
Закат эпох. Архитектурное путешествие в «Горки Ленинские»
7 часов 14+
Загородные поездки в города
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Архитектура для науки. История создания советских НИИ. Лекция Татьяны Голицыной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Фабрика инженеров. Экскурсия с посещением МГТУ имени Баумана
2 часа 30 минут 18+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института структурной макрокинетики
10 часов 18+
Загородные поездки в города
Новинки
#Инфраструктура города
Ближайшая 24 августа в 11:30
2,5 часа 14+
Химия и жизнь. Экскурсия в РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Экскурсии внутри зданий
Новинки
#Инфраструктура города
1 600
за человека
Ближайшая 1 августа в 21:00
1 час 45 минут 14+
Архитектура света. Пешеходная экскурсия с экспертизой от выпускника программы Архитекторы.рф
Новинки
#Инфраструктура города
990
за человека
Ближайшая 24 августа в 19:00
2 часа 12+
Как на самом деле устроена подземная Москва. Экскурсия и лекция в бомбоубежище
Новинки
#Инфраструктура города
2 500
за человека
От храма до завода. Экскурсия по югу Подмосковья с посещением завода «Энергомаш»
9 часов 14+
Загородные поездки в города
Новинки
#Инфраструктура города
Физики и химики. Экскурсия с посещением Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
7 часов 14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Ближайшая 27 июля в 13:00
2 часа 14+
Олимпийская деревня-80: спорт и модернизм. Пешеходная экскурсия
Пешеходные экскурсии
Новинки
#Инфраструктура города
1 100
за человека
Ближайшая 28 июля в 12:00
2,5 часа 14+
Производство пространства. Экскурсия по району Тропарево
Пешеходные экскурсии
Новинки
#Инфраструктура города
1 200
за человека
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института проблем химической физики РАН
10 18+
Загородные поездки в города
Новинки
#Инфраструктура города
Жуковский – колыбель авиации. Экскурсия по наукограду с посещением демонстрационного центра ЦАГИ
8 часов18+
Загородные поездки в города
Новинки
#Инфраструктура города