Вторая очередь московского метро — это девять станций, построенных в 1935-1938 годах. Для многих из них характерна эстетика ар-деко: они торжественны, но все еще лаконичны и скупы на классический декор. А еще в их оформлении нередко появляется тема воздухоплавания, например, на «Маяковской» это потолочные мозаики с самолетами и другими воздушными сценами, а на «Аэропорте» — рельеф свода, напоминающий парашютные стропы.
С открытием второй очереди московское метро стало протяженнее более чем на 20 километров. Получилось три ветки, пересекающихся в центре. А еще подземка добралась до железной дороги, связав три вокзала — Киевский, Белорусский и Курский. О самых интересных станциях конца 1930-х рассказываем в этой статье, а за подробностями приглашаем на нашу экскурсию.
«Киевская» Филевской линии
Это единственная станция, открытая в 1937 году. Ее спроектировал Дмитрий Чечулин — выпускник ВХУТЕМАСа, ученик Щусева, востребованный советский архитектор. До войны он занимался в основном проектирование метро, а после построил целую уйму зданий: от высотки на Котельнической набережной до гостиницы «Россия» и Белого дома.
В декоре станции легко угадываются итальянские мотивы, подсмотренные Чечулиным во время Средиземноморского турне. Он отправился туда в 1935 году как участник конгресса архитекторов. Изначально круглые мраморные колонны были облицованы ониксом.
Восточный павильон станции не сохранился. Его спроектировал тоже Чечулин, построив строгое прямоугольное здание с выступающим карнизом и тремя квадратными порталами.
С 1953 по 1958 годы участок от «Александровского сада» до «Киевской» был закрыт, а станция использовалась как склад. За это время линию продублировали, применяя глубокое заложение. Вновь открытые старые станции оказались приписаны к Филевской ветке, а новые вошли в состав Арбатско-Покровской.
Рекомендуем: ✔Дегустация вина в Москве. Экскурсии и лекции
«Сокол»
Как и остальные станции второй очереди, кроме «Киевской», «Сокол» открыли 11 сентября 1938 года. Свое название станция получила по расположенному неподалеку поселку Сокол — дачному кооперативу, также известному как «поселок художников». Над его созданием работали братья Веснины, Щусев и другие известные архитекторы, воплотив концепцию города-сада. Также на первом этапе рассматривалось название «Всехсвятское» (по бывшему селу, в центре которого строилось метро), но по понятным причинам оно было отвергнуто.
«Сокол» — единственная станция, спроектированная братьями Яковлевыми. В 1941-м Юрий пропал без вести на фронте. Константин после войны продолжил работу, но строил в основном мосты.
Перонный зал «Сокола» — это два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и ось монументальных опор. Эта конструкция образует эффектные дуги и купола, в которых размещены источники освещения. На путевых стенах планировалось высечь золотыми буквами список прав советского гражданина. Изначально на колоннах напротив схода с лестниц располагались часы с бронзовыми стрелками и цифрами.
Западный павильон «Сокола» был построен в 1949 году. Как и восточный, он имеет раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале.
«Аэропорт»
Станция метро «Аэропорт» посвящена авиации. Рельеф ее свода напоминает то ли раскрытые парашюты со стропами, то ли крылья самолетов. Все потому, что поблизости находился всем известный Центральный аэродром, открытый еще в 1910 году. Некоторые исследователи считают, что в декоре станции можно усмотреть стилистику не только ар-деко, но и модерна.
Станция «Аэропорт» стала первым односводом, построенным открытым способом. Тоннели сооружали в траншеях и только потом засыпали грунтом. Мраморовидный известняк, которым облицованы путевые стены и вестибюль, содержит много окаменелостей морских организмов мелового периода.
Архитекторы станции Виленский и Ершов предпочли работать в большей степени не с материалом, а с пространством. Как итог — впечатление легкости и простора.
А еще «Аэропорт», как и большинство станций второй очереди, не имеет наземных павильонов — вестибюль встроен в жилой дом, спроектированный Самуилом Кравецом.
«Динамо»
Наземные вестибюли станции метро «Динамо» отсылают к образам античности. Архитектор Дмитрий Чечулин, вдохновившись путешествием по Италии и Греции, использовал в оформлении павильонов классический словарь. Место нашлось всему: ордерному членению, портикам, акротериям, аттикам, рельефным фризам.
Изначально архитекторы станции Яков Лихтенберг и Юрий Ревковский предлагали другой вариант, который в конце 1930-х выглядел уже слишком авангардно. Они хотели создать цилиндрический стеклянный вестибюль на гранитном основании, с раскинутыми по диагонали порталами входа и выхода.
Эскизы тондо на тему спорта внутри станции создала скульптор Елена Янсон-Манизер. Барельефы изготовили на Ленинградском фарфоровом заводе.
Глубина станции «Динамо» — 40 метров. В 1940 году физики Георгий Флеров и Константин Петржак открыли здесь спонтанное деление ядер урана.
«Маяковская»
Главная достопримечательность станции «Маяковская» — знаменитые мозаики в потолочных нишах, созданные по эскизам Александра Дейнеки.
Но она хороша не только этим, но и своим стильным дизайном (сочетание полированного металла и мрамора) и передовыми технологиями. Кстати, их оценили на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года, присудив проекту Алексея Душкина Гран-при.
«Маяковская» стала первой станцией, где на такой глубине (33 метра) вместо бетонных опор использовали металлические. Получились одновременно изящные и функциональные колонны, отделанные рифленой нержавеющей сталью. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки, а по каждой арке бегут каннелюры (борозды), которые в классической традиции могут быть только на колонне.
«Площадь Революции»
Станцию метро «Площадь Революции» очень любят иностранцы. В основном, конечно, из-за скульптур. А ведь их на станции могло и не быть. Первоначальный проект Алексея Душкина не предполагал никаких статуй. По углам арок он собирался разместить бронзовые барельефы на тему революции в разных странах. Но проект не одобрили и пригласили скульптора Матвея Манизера, который создал 20 объемных образов советских людей — от революционного матроса до школьниц с глобусом.
Не была реализована идея Душкина использовать свет как выразительную деталь станции. Он хотел установить прожекторы у основания каждого пилона. Их лучи должны были рисовать на плафонах ромбы.
А еще на бумаге остался план встроить павильон «Площади Революции» в здание эпичного кинотеатра на 3000 мест.
* * *
Хотите узнать больше? Приходите на нашу экскурсию.