Калуга – Марс. Русская утопия, космос и Никола-Ленивец. Трехдневный тур с Ксенией Григорьевой (19-21 апреля) Подробнее...

Есть метро! Как устроены станции первой очереди

Строительство московского метро началось в 1931 году. Первые поезда отправились в путь в 7 утра 15 мая 1935-го. В этот день открыли 13 станций первой очереди. Тогда это была одна линия с двумя ответвлениями: от станции «Охотный ряд» часть поездов следовали до «Парка культуры», а часть — до «Смоленской». В этой статье рассказываем о станциях первой очереди, а еще подробнее — на нашей экскурсии «Великая подземная стройка». 

«Сокольники»

Движение начиналось от «Сокольников», спроектированных Иваном Тарановым и Надеждой Быковой. Станция уходит в глубину всего на девять метров, в качестве опор используются столбы, облицованные мрамором. При открытии пол был просто заасфальтирован, зал и коридоры освещали люстры-шары. Перонный зал разделен палладианскими лестницами, регулирующими пассажиропоток.

Наземный павильон представляет собой два входа, соединенных большой аркой. За ней — аллея, ведущая к парку «Сокольники».

Около торцевых стен были установлены статуи реальных спортсменов работы Петра Митковицера, явно отсылающие к античной скульптуре. В какой-то момент их демонтировали и вернули на место пару лет назад.

Рекомендуем: ✔увлекательные экскурсии в Подмосковье.

«Комсомольская»

Одна из станций первой очереди, конечно, досталась Дмитрию Чечулину — одному из самых востребованных архитекторов эпохи. Позже он создаст еще несколько объектов метрополитена: построит станцию «Киевская» Филевской линии, а также наземные павильоны «Охотного ряда» и «Динамо».

В облике «Комсомольской» заметна эстетика ар-деко. Например, в глаза сразу бросается характерное для стиля сочетание разных материалов. Взять те же колонны: квадратные в плане, они облицованы розовато-желтым мрамором, а их капители сделаны из металла. На каждой выгравирована звезда с аббревиатурой КИМ — Коммунистический интернационал молодежи.

Над оформлением этой станции работали выдающиеся художники Евгений Лансере и Владимир Фаворский. Первый создал майоликовые панно, посвященные метростроевцам, второй придумал эскизы для плафона северного вестибюля.

К сожалению, росписи Фаворского не сохранились — в 1950-х при строительстве Кольцевой линии северный павильон разобрали.

«Красные ворота»

Проект этой станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Само подземное пространство спроектировал Иван Фомин, автор концепции «красной дорики». Южный павильон в виде огромной раковины придумал рационалист Николай Ладовский. Портал, сформированный четырьмя концентрическими полуокружностями, выглядит с одной стороны авангардно, с другой — обыгрывает исторический топоним. Северный павильон уже в начале 1950-х построил Алексей Душкин, работавший в стилистике ар-деко.

Были опасения, что строить трехсводчатую станцию глубокого заложения опасно. Американские инженеры предлагали не раскрывать третий свод, чтобы избежать давления породы. Однако начальник строительства Илларион Гоциридзе убедил Кагановича, что конструкция достаточно прочна.

Свод центрального зала поддерживают мощные пилоны, зрительно облегченные за счет разделения на три части с утопленной нишей. Тяжесть свода также принимает на себя ступенчатый карниз. Пилоны облицованы темно-красным мрамором, отсылающим к топониму «Красные ворота».

В 1952 году на станции «Красные ворота» заработал первый в московской подземке турникет.

«Чистые пруды»

Со дня открытия и до 1990 года станция называлась «Кировская» — по улице Кирова (ныне — Мясницкая). Это самая глубокая станция первой очереди — 35 метров. Первоначально она не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями.

Архитектурный облик станции создал архитектор Николай Колли. В это же время он курировал строительство дома Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, которое велось неподалеку. Наземный павильон станции имеет кубическую форму. Интересная деталь здесь — круглые окна на боковых стенах. Многие исследователи обращают внимание, что такие же окна были на гробнице пекаря Еврисака с Аппиевой дороги (I в. до н.э.).

В 1947 на станции впервые в московском метро установили люминесцентные лампы.

«Александровский сад»

Первая очередь московского метро состояла из одной линии с двумя ответвлениями. Она шла от «Сокольников» до «Охотного ряда», а далее — по развилке либо до «Парка культуры», либо до «Смоленской». Первой на развилке в сторону «Смоленской» была станция «Александровский сад». Вернее, «Улица Коминтерна», как она называлась с 1935 по 1946 годы. Дальше с названиями тоже была чехарда: до переименования в 1990-м станция успела побывать «Калининской» и буквально несколько дней «Воздвиженкой».

Станцию глубиной 7,4 метра построили менее чем за полгода. В процессе работ инженерам пришлось переложить мощный канализационный коллектор из хрупкой гончарной трубы в металл.

«Александровский сад» — единственная станция первой очереди с изогнутыми платформами. К этому вынудило слишком узкое пространство между Манежем и Кутафьей башней. Кроме того, изначальный проект предполагал строительство на этом месте двухпутного перегонного тоннеля. Решение о создании станции было принято, когда работы уже велись, поэтому единственным выходом стало возведение искривленных боковых платформ.

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Современный переход появился только в 1938 году.

«Арбатская»

Вестибюль «Арбатской» —  один из первых символов московского метро. Он был открыт в 1935 году вместе с самой станцией и в плане представляет пятиконечную звезду. Вынесенные углы павильона поддерживаются колоннами красного гранита. По первоначальному замыслу на барабане должны были появиться скульптуры метростроевца и красноармейца. Внутри павильона созданы ступени в виде амфитеатра, ведущие к платформенному залу.

Из станций первой очереди «Арбатская» больше всего напоминает «Сокольники». Она тоже трехпролетная, а опорами служат два ряда колонн, облицованных мрамором. Капители колонн просты, а их орнамент повторен на фризе путевых стен.

Ну и несколько инженерных хитростей. Из-под старого дома на другой стороне Арбатской площади вынули грунт и начали строить метро прямо из подвала. Ручей Черторый переместили из кирпичной трубы в металлическую, а потом еще и создали перемычку из бочек и мешков с песком. Пока шло бетонирование крыши станции, трамвайные рельсы за одну ночь перекладывали на другое место.

«Кропоткинская»

«Кропоткинская» должна была стать главной станцией московского метро. Ее специально строили рядом с взорванным Храмом Христа Спасителя, на месте которого планировали возвести грандиозный Дворец Советов. Все линии московской подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам.

Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота). Кстати, западный павильон станции спроектирован тоже с оглядкой на Дворец Советов. Самуил Кравец придал ему форму полуциркульной арки, которая бы обрамляла небоскреб, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.

Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже и Брюсселе. 15-метровая платформа «Кропоткинской» получилась самой широкой в метро первой очереди. Архитектор Алексей Душкин придал колоннам сходство с лотосами, используя необычную форму капителей. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники.

* * *

Хотите узнать больше о том, какие инженерные решения применялись во время строительства первой очереди московского метро? Приглашаем на нашу экскурсию!

Мероприятия по теме

ДК «ЗИЛ». Архитектура клуба
1,5 часа+7
Экскурсии внутри зданий
#Авангард #Инфраструктура города
Ближайшая через 8 дней
2,5 часа12+
Экскурсия в библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Экскурсии внутри зданий
#Авангард #Сталинская архитектура
2 800
за человека
Ближайшая через 8 дней
3 часа14+
Сталинские высотки с посещением смотровой гостиницы «Украина». Автобусная экскурсия по Москве
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура
3 200
за человека
Ближайшая через 8 дней
2 часа14+
Пешеходная экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было»
Виртуальные экскурсии по Москве
#Сталинская архитектура
2 200
за человека
Ближайшая через 1 день
2 часа12+
Дом переехал. Пешеходная экскурсия про передвижку домов
Пешеходные экскурсии
Шухов фест 2023
#Сталинская архитектура
1 100
за человека
Как развивался транспорт в Москве. Пешеходно-трамвайная экскурсия
3 часа7+
На общественном транспорте
#Транспорт #Инфраструктура города
Архитектура московского метро. Экскурсия по станциям 1930-50-х
2 часа12+
На общественном транспорте
#Инфраструктура города #Метро
Все выше! История московских небоскребов. Автобусная экскурсия
2,5 часа12+
Автобусные экскурсии
#Сталинская архитектура #Современная архитектура #Небоскребы
Дом переехал. Пешеходно-автобусная экскурсия про передвижку домов
2,5 часа14+
Автобусные экскурсии
Шухов фест 2023
#Сталинская архитектура
Архитектура московского метро
2 часа7+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города #Метро #Барокко
Тверь — в Москву дверь. Неизвестные архитектурные сокровища Твери
12 часов14+
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Ближайшая через 16 дней
2 часа14+
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки. Пешеходная экскурсия с VR-очками
Виртуальные экскурсии по Москве
#Сталинская архитектура #Модернизм
2 400
за человека
Дегустируем итальянскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
2 18+
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города #Классицизм #Дегустация вина
Москва — город мостов. Как строились и как работают знаменитые московские мосты
2 часа
Лекции
Мероприятия онлайн
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
Сталинские высотки. Легенды и правда об их строительстве
2 часа
Мероприятия онлайн
Лекции
#Сталинская архитектура #Небоскребы
История инженерных революций
2 часа
Лекции
Мероприятия онлайн
#Средневековье #Современная архитектура #Инфраструктура города #Шухов
Труба зовет: Московское ЖКХ в Средние века
2 часа
Лекции
Мероприятия онлайн
#Средневековье #Транспорт #Инфраструктура города
Как строится метро. Самые яркие инженерные истории
2 часа16+
Онлайн-лекции
#Метро
Как устроен Толстовский дом (Петербург глазами инженера)
2 часа8+
Пешеходные экскурсии онлайн
#Инфраструктура города #Классицизм
Коломна и Зарайск: два Кремля
13 часов
Экскурсии по Подмосковью на автобусе
#Средневековье #Инфраструктура города
Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
3 часа18+
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города
Ближайшая через 2 дня
1 час 45 минут6+
Мосты Москвы. Пешеходно-автобусная экскурсия для всей семьи
Автобусные экскурсии
Экскурсии по Москве для детей
#Сталинская архитектура #ЖД #Инфраструктура города
1 700
за человека
9-й квартал экспериментов. Экскурсия по району Новые Черемушки
2 часа 12+
Пешеходные экскурсии
#Модернизм #Инфраструктура города
Ближайшая через 25 дней
2,5 часа 18+
Дегустируем американскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Дегустации вина в Москве
#Современная архитектура #Инфраструктура города
4 500
за человека
Дегустируем русскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
2,5 часа 18+
Дегустации вина в Москве
#Сталинская архитектура
Ближайшая через 16 дней
1,5 часа 12+
Экскурсия в гостиницу «Ленинградская». Самая маленькая и самая дорогая высотка
Экскурсии внутри зданий
#Сталинская архитектура
1 600
за человека
Главная выставка страны. Экскурсия по ВДНХ
2 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура
Ближайшая через 16 дней
2 часа 14+
Что скрывает здание на Никольской. Экскурсия на Печатный двор
Экскурсии внутри зданий
#Средневековье #Инфраструктура города
1 800
за человека
Гороховец и Владимир. Архитектура XII века, деревянный модерн, храм Покрова на Нерли.
2 дня 14+
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Как устроен театр. Экскурсия с посещением подвала дома Нирнзее
2,5 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Модерн #Инфраструктура города #Классицизм
Театральная площадь. Как изменился архитектурный ансамбль за 200 лет
1,5 часа 12+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Москва глазами реставратора. Экскурсия про реставрацию в районе «Кропоткинской»
2,5 часа 12+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Экскурсия по сталинскому поселку Акулово – эксклаву Москвы
2,5 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура #Инфраструктура города
От трамваев к фо-бо. Гастроэкскурсия по Депо на Лесной улице
2,5 часа - 3 часа 18+
Экскурсии внутри зданий
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
Театр «Модерн». Экскурсия + спектакль
4 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Ближайшая через 1 день
2 часа 15 минут14+
От монастыря к Дворцу культуры. Пешеходная экскурсия по Автозаводской
Пешеходные экскурсии
#Авангард #Сталинская архитектура
1 090
за человека
Москва заборная: что скрывается за любовью к заборам
2 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Средневековье #Инфраструктура города
Как устроен стадион. Экскурсия по стадиону «Динамо»
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Советские секретные бункеры в Москве. Подземная экскурсия и лекция на глубине 43 метра
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#ЖД #Инфраструктура города
Промышленная красота у Серпуховской заставы. Пешеходная экскурсия
1,5 часа 18+
Пешеходные экскурсии
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
Ближайшая через 4 дня
2,5 часа 18+
Джин глазами инженера. Дегустируем архитектуру Лондона
Дегустации вина в Москве
#Пром. архитектура #Инфраструктура города
4 300
за человека
Ближайшая через 14 дней
2 часа 30 минут 18+
Городок художников на Масловке. Экскурсия по «московскому Монмартру» с посещением мастерских
Экскурсии внутри зданий
#Эклектика #Инфраструктура города
2 400
за человека
Наукоград Троицк. Научный туризм и советский модернизм
1 день 14+
Экскурсии по Подмосковью на автобусе
#Инфраструктура города
Ближайшая через 2 дня
2,5 часа 14+
От метро до ГОЭЛРО. Экскурсия про электрификацию с посещением музея-квартиры Кржижановского
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
1 600
за человека
От писательских дач к Дому творчества. Экскурсия по поселку Переделкино
5 часов 14+
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура
Архитектура для развлечений. Экскурсия с посещением кинотеатра «Художественный»
2 часа 14+
Экскурсии внутри зданий
#Модерн #Инфраструктура города
Повесть о том, как сталь и железобетон подарили архитекторам свободу. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. Лекция Марии Никитиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Как мы пришли к панелькам. Лекция Галины Минаковой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Зеленоград: советский модернизм, наука и передовые технологии
1 день 2
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Шаболовка. Игровая экскурсия
1,5 часа 7+
Экскурсии по Москве для детей
Шухов фест 2023
#Инфраструктура города
Ближайшая через 7 дней
2,5 часа 14+
Город книг: ночная экскурсия в библиотеку имени Ленина
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
2 800
за человека
Ближайшая через 9 дней
3 часа 18+
Где живут деньги. Экскурсия с посещением дореволюционного банковского хранилища
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
2 700
за человека
Реставрация архитектуры. Появление профессии и формирование основных принципов. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. От модернизма к современности. Лекция Марии Никитиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Метро
Архитектура в кино. Лекция Виктории Фролковой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Дом переехал. Лекция о передвижке домов
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Тысячу лет вместе. Человек у воды в Москве. Лекция Андрея Клюева
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Реставрация архитектуры. Современная теория и практика. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
АРХИЦИФРИСК. Как проектировать, строить и мечтать при помощи компьютера. Лекция Варвары Любовой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Почему не случилось дизайна в эпоху авангарда. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Ближайшая через 8 дней
2 часа 30 минут 14+
Высотка на Котельнической набережной. Экскурсия с просмотром кинохроники в кинотеатре «Иллюзион»
Экскурсии внутри зданий
#Сталинская архитектура
2 500
за человека
Всероссийская сельскохозяйственная выставка: временная архитектура в Парке культуры и отдыха. Лекция Екатерины Прончевой
1,5 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Сталинская архитектура
На Воробьевы горы за хорошим настроением. Пешеходная экскурсия
2 часа 7+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Архитектура сказок. От пряничного домика до хрустального дворца. Лекция Регины Поливан
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Ближайшая через 4 дня
2 часа 20 минут 18+
Ивановская горка: Перезагрузка. Неформальная экскурсия о новой жизни старых домов в переулках Ивановской горки
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
1 700
за человека
Генплан Москвы 1935 года. Лекция Виктории Фролковой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Сталинская архитектура
Ближайшая через 15 дней
2 часа 14+
Архитектура для полетов. Экскурсия вокруг комплекса зданий ЦАГИ с посещением музея Н.Е. Жуковского
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
1 500
за человека
Архитекторы, которые меняли архитектуру. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Дженерейшн ИИ: от калейдоскопа к нейросети. Лекция Варвары Любовой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Улица Щербаковская: до и после войны. Пешеходная экскурсия
2 часа14+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Рождение массового дизайна в эпоху хрущевского модернизма. Лекция Ксении Григорьевой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Дубна. Большая физика на Волге с посещением музея синхрофазотрона (однодневный тур)
1 день 14+
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Оранжевые вина и архитектура Солнца. Лекция + дегустация
2 часа 18+
Дегустации вина в Москве
#Инфраструктура города
АРХИЦИФРИСК. Осенний выпуск. Лекция Варвары Любовой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Темная сторона сказочной архитектуры. Лекция Анастасии Головиной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Ближайшая через 15 дней
4 часа 12+
От писательских дач к Дому творчества. Экскурсия по поселку Переделкино с посещением музея Пастернака
Пешеходные экскурсии
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура
2 300
за человека
Ар-деко: стиль роскоши и деспотизма. Лекция Галины Минаковой
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Сталинская архитектура
Архитектура для Нобелевского лауреата. Экскурсия по территории Института физических проблем с посещением музея П. Капицы
2 часа 15 мин14+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Ближайшая через 7 дней
1,5 часа 14+
Мосты Москвы: от древности до современности. Пешеходная экскурсия об истории мостов Москвы
Пешеходные экскурсии
Шухов фест 2023
#Инфраструктура города
1 300
за человека
Закат эпох. Архитектурное путешествие в «Горки Ленинские»
7 часов 14+
Загородные поездки в города
Загородные поездки в города
#Инфраструктура города
Архитектура для науки. История создания советских НИИ. Лекция Татьяны Голицыной
2 часа 14+
Лекции по архитектуре в Москве
#Инфраструктура города
Фабрика инженеров. Экскурсия с посещением МГТУ имени Баумана
2 часа 30 минут 18+
Экскурсии внутри зданий
#Инфраструктура города
Стальные нервы светлого будущего. Как разглядеть век прогресса с одного моста
2 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
По следам «Культуры Два»: концептуальный взгляд на советскую архитектуру в центре Москвы
2 часа 14+
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура
Ближайшая через 7 дней
2 часа 14+
Послевоенное Возрождение. Особенности городского планирования и архитектуры сталинской эпохи в Измайлове
Пешеходные экскурсии
#Сталинская архитектура
990
за человека
Съедобная история Китай-города. Гастрономический взгляд на историю Москвы
2 часа 18+
Пешеходные экскурсии
#Инфраструктура города
Подземная симфония шедевров Алексея Душкина. Экскурсия по метро
2 часа 45 минут 14+
На общественном транспорте
#Метро
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института структурной макрокинетики
10 часов 18+
Загородные поездки в города
Новинки
#Инфраструктура города
Ближайшая через 7 дней
2,5 часа 14+
Химия и жизнь. Экскурсия в РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Экскурсии внутри зданий
Новинки
#Инфраструктура города
1 600
за человека
Ближайшая через 18 дней
1 час 45 минут 14+
Архитектура света. Пешеходная экскурсия с экспертизой от выпускника программы Архитекторы.рф
Новинки
#Инфраструктура города
990
за человека
Ближайшая через 7 дней
2 часа 12+
Как на самом деле устроена подземная Москва. Экскурсия и лекция в бомбоубежище
Новинки
#Инфраструктура города
2 500
за человека
Ближайшая через 23 дня
1,5 часа 12+
Две Москвы «Мастера и Маргариты». Лекция об архитектуре в новой экранизации культового романа
Лекции по архитектуре в Москве
#Сталинская архитектура
500
за человека