Есть метро! Как устроены станции первой очереди

Строительство московского метро началось в 1931 году. Первые поезда отправились в путь в 7 утра 15 мая 1935-го. В этот день открыли 13 станций первой очереди. Тогда это была одна линия с двумя ответвлениями: от станции «Охотный ряд» часть поездов следовали до «Парка культуры», а часть — до «Смоленской». В этой статье рассказываем о станциях первой очереди, а еще подробнее — на нашей экскурсии «Великая подземная стройка». 

«Сокольники»

Движение начиналось от «Сокольников», спроектированных Иваном Тарановым и Надеждой Быковой. Станция уходит в глубину всего на девять метров, в качестве опор используются столбы, облицованные мрамором. При открытии пол был просто заасфальтирован, зал и коридоры освещали люстры-шары. Перонный зал разделен палладианскими лестницами, регулирующими пассажиропоток.

Наземный павильон представляет собой два входа, соединенных большой аркой. За ней — аллея, ведущая к парку «Сокольники».

Около торцевых стен были установлены статуи реальных спортсменов работы Петра Митковицера, явно отсылающие к античной скульптуре. В какой-то момент их демонтировали и вернули на место пару лет назад.

Рекомендуем: ✔увлекательные экскурсии в Подмосковье.

«Комсомольская»

Одна из станций первой очереди, конечно, досталась Дмитрию Чечулину — одному из самых востребованных архитекторов эпохи. Позже он создаст еще несколько объектов метрополитена: построит станцию «Киевская» Филевской линии, а также наземные павильоны «Охотного ряда» и «Динамо».

В облике «Комсомольской» заметна эстетика ар-деко. Например, в глаза сразу бросается характерное для стиля сочетание разных материалов. Взять те же колонны: квадратные в плане, они облицованы розовато-желтым мрамором, а их капители сделаны из металла. На каждой выгравирована звезда с аббревиатурой КИМ — Коммунистический интернационал молодежи.

Над оформлением этой станции работали выдающиеся художники Евгений Лансере и Владимир Фаворский. Первый создал майоликовые панно, посвященные метростроевцам, второй придумал эскизы для плафона северного вестибюля.

К сожалению, росписи Фаворского не сохранились — в 1950-х при строительстве Кольцевой линии северный павильон разобрали.

«Красные ворота»

Проект этой станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Само подземное пространство спроектировал Иван Фомин, автор концепции «красной дорики». Южный павильон в виде огромной раковины придумал рационалист Николай Ладовский. Портал, сформированный четырьмя концентрическими полуокружностями, выглядит с одной стороны авангардно, с другой — обыгрывает исторический топоним. Северный павильон уже в начале 1950-х построил Алексей Душкин, работавший в стилистике ар-деко.

Были опасения, что строить трехсводчатую станцию глубокого заложения опасно. Американские инженеры предлагали не раскрывать третий свод, чтобы избежать давления породы. Однако начальник строительства Илларион Гоциридзе убедил Кагановича, что конструкция достаточно прочна.

Свод центрального зала поддерживают мощные пилоны, зрительно облегченные за счет разделения на три части с утопленной нишей. Тяжесть свода также принимает на себя ступенчатый карниз. Пилоны облицованы темно-красным мрамором, отсылающим к топониму «Красные ворота».

В 1952 году на станции «Красные ворота» заработал первый в московской подземке турникет.

«Чистые пруды»

Со дня открытия и до 1990 года станция называлась «Кировская» — по улице Кирова (ныне — Мясницкая). Это самая глубокая станция первой очереди — 35 метров. Первоначально она не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями.

Архитектурный облик станции создал архитектор Николай Колли. В это же время он курировал строительство дома Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, которое велось неподалеку. Наземный павильон станции имеет кубическую форму. Интересная деталь здесь — круглые окна на боковых стенах. Многие исследователи обращают внимание, что такие же окна были на гробнице пекаря Еврисака с Аппиевой дороги (I в. до н.э.).

В 1947 на станции впервые в московском метро установили люминесцентные лампы.

«Александровский сад»

Первая очередь московского метро состояла из одной линии с двумя ответвлениями. Она шла от «Сокольников» до «Охотного ряда», а далее — по развилке либо до «Парка культуры», либо до «Смоленской». Первой на развилке в сторону «Смоленской» была станция «Александровский сад». Вернее, «Улица Коминтерна», как она называлась с 1935 по 1946 годы. Дальше с названиями тоже была чехарда: до переименования в 1990-м станция успела побывать «Калининской» и буквально несколько дней «Воздвиженкой».

Станцию глубиной 7,4 метра построили менее чем за полгода. В процессе работ инженерам пришлось переложить мощный канализационный коллектор из хрупкой гончарной трубы в металл.

«Александровский сад» — единственная станция первой очереди с изогнутыми платформами. К этому вынудило слишком узкое пространство между Манежем и Кутафьей башней. Кроме того, изначальный проект предполагал строительство на этом месте двухпутного перегонного тоннеля. Решение о создании станции было принято, когда работы уже велись, поэтому единственным выходом стало возведение искривленных боковых платформ.

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Современный переход появился только в 1938 году.

«Арбатская»

Вестибюль «Арбатской» —  один из первых символов московского метро. Он был открыт в 1935 году вместе с самой станцией и в плане представляет пятиконечную звезду. Вынесенные углы павильона поддерживаются колоннами красного гранита. По первоначальному замыслу на барабане должны были появиться скульптуры метростроевца и красноармейца. Внутри павильона созданы ступени в виде амфитеатра, ведущие к платформенному залу.

Из станций первой очереди «Арбатская» больше всего напоминает «Сокольники». Она тоже трехпролетная, а опорами служат два ряда колонн, облицованных мрамором. Капители колонн просты, а их орнамент повторен на фризе путевых стен.

Ну и несколько инженерных хитростей. Из-под старого дома на другой стороне Арбатской площади вынули грунт и начали строить метро прямо из подвала. Ручей Черторый переместили из кирпичной трубы в металлическую, а потом еще и создали перемычку из бочек и мешков с песком. Пока шло бетонирование крыши станции, трамвайные рельсы за одну ночь перекладывали на другое место.

«Кропоткинская»

«Кропоткинская» должна была стать главной станцией московского метро. Ее специально строили рядом с взорванным Храмом Христа Спасителя, на месте которого планировали возвести грандиозный Дворец Советов. Все линии московской подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам.

Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота). Кстати, западный павильон станции спроектирован тоже с оглядкой на Дворец Советов. Самуил Кравец придал ему форму полуциркульной арки, которая бы обрамляла небоскреб, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.

Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже и Брюсселе. 15-метровая платформа «Кропоткинской» получилась самой широкой в метро первой очереди. Архитектор Алексей Душкин придал колоннам сходство с лотосами, используя необычную форму капителей. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники.

* * *

Хотите узнать больше о том, какие инженерные решения применялись во время строительства первой очереди московского метро? Приглашаем на нашу экскурсию!

Мероприятия по теме

Архитектура света. Пешеходная экскурсия с экспертизой от выпускника программы Архитекторы.рф
26 Декабря  19:00
Архитектура света. Пешеходная экскурсия с экспертизой от выпускника программы Архитекторы.рф
Инфраструктура города
От 1 300
Город книг: ночная экскурсия в библиотеку имени Ленина
27 Декабря  19:00
Город книг: ночная экскурсия в библиотеку имени Ленина
Инфраструктура города
От 3 200
Экскурсия в библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
28 Декабря  12:00
Экскурсия в библиотеку имени Ленина. От авангарда к сталинскому ар-деко
Авангард
Сталинская архитектура
От 3 200
Высотка на Котельнической набережной. Экскурсия с просмотром кинохроники в кинотеатре «Иллюзион»
6 Января  15:30
ХИТ!
Высотка на Котельнической набережной. Экскурсия с просмотром кинохроники в кинотеатре «Иллюзион»
Сталинская архитектура
От 2 850
Что скрывает здание на Никольской. Экскурсия на Печатный двор
30 Декабря  12:00
Что скрывает здание на Никольской. Экскурсия на Печатный двор
Средневековье
Инфраструктура города
От 2 100
Где живут деньги. Экскурсия с посещением дореволюционного банковского хранилища
28 Декабря  12:30
Где живут деньги. Экскурсия с посещением дореволюционного банковского хранилища
Инфраструктура города
От 3 100
Дом переехал. Пешеходная экскурсия про передвижку домов
29 Декабря  18:00
Дом переехал. Пешеходная экскурсия про передвижку домов
Сталинская архитектура
От 1 400
Экскурсия по сталинскому поселку Акулово – эксклаву Москвы
5 Января  11:00
ХИТ!
Экскурсия по сталинскому поселку Акулово – эксклаву Москвы
Сталинская архитектура
Инфраструктура города
От 2 400
Складчатые конструкции — архитектура будущего. Семейный мастер-класс
5 Января  14:00
Складчатые конструкции — архитектура будущего. Семейный мастер-класс
Инфраструктура города
От 1 600
Ар-деко: стиль роскоши и деспотизма. Лекция Галины Минаковой
5 Января  18:00
Ар-деко: стиль роскоши и деспотизма. Лекция Галины Минаковой
Сталинская архитектура
От 1 300
Архитектура для развлечений. Экскурсия с посещением кинотеатра «Художественный»
6 Января  12:00
Архитектура для развлечений. Экскурсия с посещением кинотеатра «Художественный»
Модерн
Инфраструктура города
От 2 000
От монастыря к Дворцу культуры. Пешеходная экскурсия по Автозаводской
7 Января  12:00
От монастыря к Дворцу культуры. Пешеходная экскурсия по Автозаводской
Авангард
Сталинская архитектура
От 1 400
Производство пространства. Экскурсия по району Тропарево
7 Января  13:00
Производство пространства. Экскурсия по району Тропарево
Инфраструктура города
От 1 400
От писательских дач к Дому творчества. Экскурсия по поселку Переделкино с посещением музея Пастернака
11 Января  11:00
От писательских дач к Дому творчества. Экскурсия по поселку Переделкино с посещением музея Пастернака
Сталинская архитектура
От 2 990
Жуковский – колыбель авиации. Экскурсия по наукограду с посещением демонстрационного центра ЦАГИ
18 Января  09:35
NEW!
Жуковский – колыбель авиации. Экскурсия по наукограду с посещением демонстрационного центра ЦАГИ
Инфраструктура города
От 3 600
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки. Пешеходная экскурсия с VR-очками
18 Января  15:00
Путешествие во времени с VR. От Кремля до восьмой высотки. Пешеходная экскурсия с VR-очками
Сталинская архитектура
Модернизм
От 2 750
От метро до ГОЭЛРО. Экскурсия про электрификацию с посещением музея-квартиры Кржижановского
12 Января  12:00
ХИТ!
От метро до ГОЭЛРО. Экскурсия про электрификацию с посещением музея-квартиры Кржижановского
Инфраструктура города
От 2 100
Оранжевые вина и архитектура Солнца. Лекция + дегустация
20 Января  19:00
ХИТ!
Оранжевые вина и архитектура Солнца. Лекция + дегустация
Инфраструктура города
От 6 300
Джин глазами инженера. Дегустируем архитектуру Лондона
29 Января  19:00
Джин глазами инженера. Дегустируем архитектуру Лондона
Пром. архитектура
Инфраструктура города
От 4 950
Высотный дом у Красных ворот:  самый инженерный и самый стильный из сталинских высоток
ХИТ!
Высотный дом у Красных ворот: самый инженерный и самый стильный из сталинских высоток
Сталинская архитектура
Архитектура московского метро. Экскурсия по станциям 1930-50-х
Архитектура московского метро. Экскурсия по станциям 1930-50-х
Инфраструктура города
Метро
Дегустируем американскую архитектуру. Лекция + рождественский ужин
Дегустируем американскую архитектуру. Лекция + рождественский ужин
Современная архитектура
Инфраструктура города
Сталинские высотки: легенда и правда об их строительстве
Сталинские высотки: легенда и правда об их строительстве
Сталинская архитектура
Пешеходная экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было»
Пешеходная экскурсия с очками виртуальной реальности «Москва, которой не было»
Сталинская архитектура
Как развивался транспорт в Москве. Пешеходно-трамвайная экскурсия
ХИТ!
Как развивался транспорт в Москве. Пешеходно-трамвайная экскурсия
Транспорт
Инфраструктура города
Дом переехал. Пешеходно-автобусная экскурсия про передвижку домов
Дом переехал. Пешеходно-автобусная экскурсия про передвижку домов
Сталинская архитектура
Архитектура московского метро
Архитектура московского метро
Инфраструктура города
Метро
Барокко
Дегустируем итальянскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
ХИТ!
Дегустируем итальянскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Инфраструктура города
Классицизм
Дегустация вина
Москва — город мостов. Как строились и как работают знаменитые московские мосты
Москва — город мостов. Как строились и как работают знаменитые московские мосты
Пром. архитектура
Инфраструктура города
Сталинские высотки. Легенды и правда об их строительстве
ХИТ!
Сталинские высотки. Легенды и правда об их строительстве
Сталинская архитектура
Небоскребы
История инженерных революций
NEW!
История инженерных революций
Средневековье
Современная архитектура
Инфраструктура города
Шухов
Как строится метро. Самые яркие инженерные истории
Как строится метро. Самые яркие инженерные истории
Метро
Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Дегустируем французскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Инфраструктура города
Мосты Москвы. Пешеходно-автобусная экскурсия для всей семьи
Мосты Москвы. Пешеходно-автобусная экскурсия для всей семьи
Сталинская архитектура
ЖД
Инфраструктура города
9-й квартал экспериментов. Экскурсия по Новым Черемушкам
9-й квартал экспериментов. Экскурсия по Новым Черемушкам
Модернизм
Инфраструктура города
Дегустируем русскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
ХИТ!
Дегустируем русскую архитектуру. Лекция + дегустация вина
Сталинская архитектура
Экскурсия в гостиницу «Ленинградская». Самая маленькая и самая дорогая высотка
ХИТ!
Экскурсия в гостиницу «Ленинградская». Самая маленькая и самая дорогая высотка
Сталинская архитектура
Главная выставка страны. Экскурсия по ВДНХ
Главная выставка страны. Экскурсия по ВДНХ
Сталинская архитектура
Как устроен театр. Экскурсия с посещением подвала дома Нирнзее
Как устроен театр. Экскурсия с посещением подвала дома Нирнзее
Модерн
Инфраструктура города
Классицизм
Москва глазами реставратора. Экскурсия про реставрацию в районе «Кропоткинской»
Москва глазами реставратора. Экскурсия про реставрацию в районе «Кропоткинской»
Инфраструктура города
От трамваев к фо-бо. Гастроэкскурсия по Депо на Лесной улице
NEW!
От трамваев к фо-бо. Гастроэкскурсия по Депо на Лесной улице
Пром. архитектура
Инфраструктура города
Театр «Модерн».  Экскурсия + спектакль
-10%!
Театр «Модерн». Экскурсия + спектакль
Инфраструктура города
Как устроен стадион. Экскурсия по стадиону «Динамо»
Как устроен стадион. Экскурсия по стадиону «Динамо»
Инфраструктура города
Советские секретные бункеры в Москве. Подземная экскурсия и лекция на глубине 43 метра
Советские секретные бункеры в Москве. Подземная экскурсия и лекция на глубине 43 метра
ЖД
Инфраструктура города
Промышленная красота у Серпуховской заставы. Пешеходная экскурсия
Промышленная красота у Серпуховской заставы. Пешеходная экскурсия
Пром. архитектура
Инфраструктура города
Городок художников на Масловке. Экскурсия по «московскому Монмартру» с посещением мастерских
ХИТ!
Городок художников на Масловке. Экскурсия по «московскому Монмартру» с посещением мастерских
Эклектика
Инфраструктура города
Повесть о том, как сталь и железобетон подарили архитекторам свободу. Лекция Ксении Григорьевой
Повесть о том, как сталь и железобетон подарили архитекторам свободу. Лекция Ксении Григорьевой
Инфраструктура города
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. Лекция Марии Никитиной
NEW!
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. Лекция Марии Никитиной
Инфраструктура города
Как мы пришли к панелькам. Лекция Галины Минаковой
NEW!
Как мы пришли к панелькам. Лекция Галины Минаковой
Инфраструктура города
Зеленоград: советский модернизм, наука и передовые технологии
Зеленоград: советский модернизм, наука и передовые технологии
Инфраструктура города
Шаболовка. Игровая экскурсия
NEW!
Шаболовка. Игровая экскурсия
Инфраструктура города
 Реставрация архитектуры. Появление профессии и формирование основных принципов. Лекция Анастасии Головиной
NEW!
Реставрация архитектуры. Появление профессии и формирование основных принципов. Лекция Анастасии Головиной
Инфраструктура города
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. От модернизма к современности. Лекция Марии Никитиной
ХИТ!
Метро и город: архитектура наземных вестибюлей. От модернизма к современности. Лекция Марии Никитиной
Метро
Реставрация архитектуры. Современная теория и практика. Лекция Анастасии Головиной
NEW!
Реставрация архитектуры. Современная теория и практика. Лекция Анастасии Головиной
Инфраструктура города
Почему не случилось дизайна в эпоху авангарда. Лекция Ксении Григорьевой
NEW!
Почему не случилось дизайна в эпоху авангарда. Лекция Ксении Григорьевой
Инфраструктура города
Архитектура сказок. От пряничного домика до хрустального дворца. Лекция Регины Поливан
NEW!
Архитектура сказок. От пряничного домика до хрустального дворца. Лекция Регины Поливан
Инфраструктура города
Ивановская горка: Перезагрузка. Неформальная экскурсия о новой жизни старых домов в переулках Ивановской горки
Ивановская горка: Перезагрузка. Неформальная экскурсия о новой жизни старых домов в переулках Ивановской горки
Инфраструктура города
Генплан Москвы 1935 года. Лекция Виктории Фролковой
Генплан Москвы 1935 года. Лекция Виктории Фролковой
Сталинская архитектура
Архитектура для полетов. Экскурсия вокруг комплекса зданий ЦАГИ с посещением музея Н.Е. Жуковского
Архитектура для полетов. Экскурсия вокруг комплекса зданий ЦАГИ с посещением музея Н.Е. Жуковского
Инфраструктура города
Дженерейшн ИИ: от калейдоскопа к нейросети. Лекция Варвары Любовой
Дженерейшн ИИ: от калейдоскопа к нейросети. Лекция Варвары Любовой
Инфраструктура города
Улица Щербаковская: до и после войны. Пешеходная экскурсия
NEW!
Улица Щербаковская: до и после войны. Пешеходная экскурсия
Инфраструктура города
Рождение массового дизайна в эпоху хрущевского модернизма. Лекция Ксении Григорьевой
NEW!
Рождение массового дизайна в эпоху хрущевского модернизма. Лекция Ксении Григорьевой
Инфраструктура города
Дубна. Большая физика на Волге с посещением музея синхрофазотрона (однодневный тур)
Дубна. Большая физика на Волге с посещением музея синхрофазотрона (однодневный тур)
Инфраструктура города
Темная сторона сказочной архитектуры. Лекция Анастасии Головиной
Темная сторона сказочной архитектуры. Лекция Анастасии Головиной
Инфраструктура города
Мосты Москвы: от древности до современности. Пешеходная экскурсия об истории мостов Москвы
NEW!
Мосты Москвы: от древности до современности. Пешеходная экскурсия об истории мостов Москвы
Инфраструктура города
Закат эпох. Архитектурное путешествие в «Горки Ленинские»
NEW!
Закат эпох. Архитектурное путешествие в «Горки Ленинские»
Инфраструктура города
Фабрика инженеров. Экскурсия с посещением МГТУ имени Баумана
NEW!
Фабрика инженеров. Экскурсия с посещением МГТУ имени Баумана
Инфраструктура города
По следам «Культуры Два»: концептуальный взгляд на советскую архитектуру в центре Москвы
NEW!
По следам «Культуры Два»: концептуальный взгляд на советскую архитектуру в центре Москвы
Сталинская архитектура
Послевоенное Возрождение. Особенности городского планирования и архитектуры сталинской эпохи в Измайлове
Послевоенное Возрождение. Особенности городского планирования и архитектуры сталинской эпохи в Измайлове
Сталинская архитектура
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института структурной макрокинетики
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института структурной макрокинетики
Инфраструктура города
Химия и жизнь. Экскурсия в РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Химия и жизнь. Экскурсия в РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Инфраструктура города
Как на самом деле устроена подземная Москва. Экскурсия и лекция в бомбоубежище
Как на самом деле устроена подземная Москва. Экскурсия и лекция в бомбоубежище
Инфраструктура города
Две Москвы «Мастера и Маргариты». Лекция об архитектуре в новой киноверсии культового романа
NEW!
Две Москвы «Мастера и Маргариты». Лекция об архитектуре в новой киноверсии культового романа
Сталинская архитектура
От храма до завода. Экскурсия по югу Подмосковья с посещением завода «Энергомаш»
От храма до завода. Экскурсия по югу Подмосковья с посещением завода «Энергомаш»
Инфраструктура города
 Физики и химики. Экскурсия с посещением Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Физики и химики. Экскурсия с посещением Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и РХТУ им. Д.И. Менделеева с посещением технопарка «Менделеев центр»
Инфраструктура города
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института проблем химической физики РАН
Черноголовка: теория и практика большого взрыва. Экскурсия по наукограду с посещением Института проблем химической физики РАН
Инфраструктура города